Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Биография Стефан Цвейг рассказы и новеллы

Предлагая читателю рассказ «Двадцать четыре часа из жизни женщины», нужно напомнить о том, какой сложный жизненный и творческий путь прошел автор этого рассказа — известный австрийский писатель.

Стефан Цвейг родился в 1881 году в Вене. Он рано начал писать и печататься. Ему было девятнадцать лет, когда вышла первая книга его стихов «Серебряные струны». Впрочем, эта первая книга мало чем отличалась от многих поэтических сборников, появлявшихся на рубеже XIX и XX веков: это были стихи, блистательно отточенные по форме и бесконечно далекие от живой действитель-ности.

Молодой Цвейг много переводит; в его переводческой деятельности проявляются черты, которые впоследствии будут отмечены всеми биографами писателя: живой интерес к культуре разных стран и народов и неутомимое трудолюбие. Событием в творческой биографии Цвейга становится дружба с великим французским писателем Роменом Ролланом и знакомство с поэзией выдающегося бельгийского поэта Эмиля Верхарна.

Сам очень далекий от понимания социальных противоречий предвоенной Европы, которыми был порожден протест, так сильно звучавший в творчестве Верхарна, Цвейг с огромным уважением говорит о поэте, который впервые предстал перед ним «не как проблема формы, а как проблема внутреннего выбора жизненного пути».

В годы, предшествующие первой мировой войне, Стефан Цвейг очень много путешествует.

Он то в Италии, то во Франции, то в Испании, то в Америке, то в Индии... Бесконечная смена впечатлений — новые города, памятники истории, произведения искусства, обычаи, легенды разных народов надолго становятся не только фоном, но и лейтмотивом многих произведений Цвейга; автобиогра-фический образ путешественника, который встречает незнакомых ему людей, вглядывается в их лица, старается разгадать их судьбы, выслушивает их исповеди, проходит через множество его книг.

В 1911 году Цвейг издает том новелл. С этого времени на долгие годы рассказы становятся его любимым жанром, в них наиболее полно раскрывается его художественное мастерство, они приносят ему всеевропейскую и мировую славу.

В рассказах Стефана Цвейга («Амок», «Двадцать четыре часа из жизни женщины», «Смятение чувств», «Первое переживание», «Страх», «Закат одного сердца», «Письмо незнакомки» и других) отчетливо проявились сильные и слабые стороны этого большого дарования.

Стефан Цвейг глубоко прослеживает все движения души, все сложные, большей частью остро драматические переживания своих героев. «Он — художник, чувствующий трагически», — писал А, М. Горький в 1927 году в предисловии к русскому изданию сочинений Стефана Цвейга. Цвейг передает переживания людей в совершенной, разработанной до мельчайших деталей словесной форме: недаром языковое мастерство Стефана Цвейга заслужило столько высоких похвал самых известных писателей мира. Цвейг — мастер динамически развивающегося напряженного и точного повествования, где каждая внешняя деталь служит для раскрытия душевного состояния героев. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать хотя бы те страницы рассказа «Двадцать четыре часа из жизни женщины», где Цвейг рисует руки людей, играющих в карты, руки людей, одержимых азартом. Он описывает эти руки так, что в каждом описании проявляются характеры, читаются биографии, предугадываются судьбы...

Вместе с тем Цвейг — и это всецело обусловлено характером его мировоззрения, которое складывалось под сильным влиянием различных идеалистических теорий, — все трагедии изображаемых им людей связывал лишь с внутренними процессами их духовной жизни, не умея, да и не стремясь показать их общественную обусловленность. И даже тогда, когда, как, например, в рассказе «Двадцать четыре часа из жизни женщины», он раскрывал обесчеловечивающую силу страсти к наживе, влечение к золоту, убивающее в человеке все чистое и честное, — он не связывал этих черт героя с породившим его обществом, а объяснял их лишь его психологическим складом, часто подчеркивая при этом наследственное или роковое предопределение.

Но все же Цвейг во многих своих рассказах ярко н сильно показал лживость буржуазного брака, лицемерие и ханжество официальной морали, трагические судьбы душевно сложных, одаренных и тонко чувствующих людей в мире холодного эгоистического расчета.

Начало первой мировой войны потрясло Цвейга, связанного многолетними дружескими и творческими узами с деятелями культуры стран, оказавшихся во враждующих лагерях. Он занял антимилитаристическую позицию, но свой протест против войны, протест интеллигента-одиночки зашифровал в очень условную форму символической стихотворной драмы «Трагедия об Иеремии».

После первой мировой войны Стефан Цвейг, продолжая работать над рассказом и стихами, обращается к историко-биографической теме. Он пишет о Стендале и Бальзаке, о Толстом и Роллане, о Клейсте и о Диккенсе... Так возникают его полуповести-полуисследования, очень субъективные, построенные, так же как и его новеллы, на стремлении объяснить все особенности творчества больших ху-дожников их психологическим складом, но неизменно проникнутые горячей любовью к литературе и ее великим мастерам.

Цвейга привлекает также историческая тематика в широком смысле этого слова. Среди художественно-исторических произведений Стефана Цвейга одним из наиболее значительных является его книга «Подвиг Магеллана», проникнутая чувством преклонения перед пытливым человеческим разумом, верой в силы разума, науки и прогресса.

Особый интерес проявляет Стефан Цвейг к творчеству русских писателей. Он пишет о Толстом, находится в дружеских отношениях с Горьким, шлет исполненные глубокой симпатии письма Константину Федину.

В 1929 году Стефан Цвейг, вспоминая о своем пребывании в СССР, говорил, что «самым сильным впечатлением, которое останется для меня на всю жизнь, была поездка в Россию».

Гуманистическая направленность творчества Стефана Цвейга, его горячее сочувствие к человеку, уважение к культуре разных народов сделало его убежденным противником войны и фашизма. Когда в 1933 году в Германии к власти пришли гитлеровцы, книги Стефана Цвейга были запрещены и запылали на кострах, а когда гитлеровские фашисты оккупировали Австрию, осуществив насильственный «аншлюсе», Стефан Цвейг покинул Европу и эмигрировал в далекую Бразилию.

Здесь в 1942 году, не сумев найти путей к тем демократическим силам, которые во всем мире вели борьбу против фашизма, трагически переживая разлуку с родиной и одиночество, писатель покончил жизнь самоубийством.

«Воображение противится присоединить к трагической веренице жертв войны имя Стефана Цвейга. Я помню, как звучало это имя в писательской среде у нас и на Западе. Помню, как первым написал мне о нем изумительно чуткий ко всему талантливому Горький: «Очень рекомендую Вам изданную «Временем» книжку Стефана Цвейга. «Смятение чувств» — замечательная вещь! Прочитайте. Этот писатель растет богатырски и способен дать великолепнейшие вещи».

Цвейг и дал великолепнейшие вещи. Тем более жаль этого художника, этого европейца с ног до головы, с его блеском, с его ошибками, с его поучительной драмой», — писал Константин Федин в 1942 году в статье «Драма Стефана Цвейга».

В этих словах Горького и Федина выражено глубокое уважение к творчеству Стефана Цвейга и понимание его драмы — драмы честного писателя, верного гуманистическим идеалам, но оставшегося далеким от активной и последовательной социальной борьбы.

Лучшее из созданного Стефаном Цвейгом вошло в сокровищницу мировой современной литературы, а значит, не может не быть и нашим достоянием.

Сергей Львов

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.