|
Вы здесь: Критика24.ру › Детские народные сказки
История русский и древнерусский фольклор в литературе (Детские народные сказки)
На Буяне славном острове. А где это? Ни в одном учебнике географии, ни в одном географическом указателе такой остров не упоминается. А между тем с ним связано много интересного и необычного: из-за острова Буяна выплывают корабли с расписными парусами; вылетают вещие птицы, которым всё видно с поднебесья — и счастье, и горе людское; небывалые цветы и плоды растут на острове Буяне, неслыханные чудеса веками совершались на нём... А ни на одной карте его всё-таки нет как нет! Да существует ли он? Не сомневайтесь: остров Буян существует. Но только его надо уметь найти. Стоит он в сказочном царстве. А побывать в этом царстве может каждый, у кого раскрыта душа для народных сказаний и песен, для легенд, загадок и других чудесных вымыслов народной фантазии. Побывал там наш великий поэт Пушкин, когда писал свои сказки и поэму «Руслан и Людмила». Побывал и знаменитый художник В. Васнецов, на картинах которого живут могучие древнерусские богатыри. Побывали и многие русские композиторы — Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков, взявшие народные мелодии в свои оперы и симфонии. Лучшие русские писатели, поэты, художники, очарованные красотой народного творчества, создали на его основе неувядаемо прекрасные произведения. Откуда же взялась красота этого сказочного царства? Чтобы понять это, надо заглянуть в далёкое, далёкое прошлое... Столетиями стояли на Руси бесчисленные деревушки с их маленькими избёнками, частоколами, колодцами, огородами — деревушки серенькие, невидные; столетиями жители этих деревушек трудились на своих полях и огородах, носили на коромыслах тяжёлые вёдра с водой, варили щи и кашу, пекли пироги в больших жарких «русских» печах... Нелёгкой была эта жизнь, и не так уж много было в ней радости. А людям так хотелось этой радости! Хотелось отдыха и покоя усталому телу после тяжкого труда, простора и свободы для творческой мысли, хотелось красоты, которая заслонила бы убогий повседневный быт. Но обо всём этом можно было только мечтать И люди мечтали. Давая волю воображению, расписывали серые фасады изб невиданными яркими цветами, птицами, а порою даже и фигурами львов с курчавыми гривами и кисточками на кончиках хвостов; обрамляли окна затейливой деревянной резьбой; вытачивали из лесных чурок причудливые ковши, чаши и «солоницы» — солонки в виде лебедей, коней, уточек — для крупной серой деревенской соли; плели узоры тончайших белоснежных кружев, напоминавшие узоры мороза на стекле; вышивали крестиками и петельками на концах домотканых полотенец ширококрылых жар-птиц и ряды пляшущих девичьих фигурок в пышных сарафанах и в платочках, по-вязанных треугольничком. Сколько во всём этом было богатой творческой фантазии, мастерства и любви к прекрасному! Конечно, эта тяга к красоте претворялась и в поэтическое слово. В сказках и песнях создавались чудесные образы-вымыслы. Между серыми избушками на узких деревенских улочках поднимались невидимые простому глазу золотые палаты, словно вышедшие из-под земли; рядом с деревенскими канавками текли молочные реки с кисельными берегами; между лесными соснами и елями цвели волшебные огневые цветы, а над кровлями низеньких «чёрных», насквозь прокопчённых бань летали крылатые корабли, переносившие людей по их приказу в любые страны, за любые горы и моря... Люди, создававшие своей фантазией эти чудеса, верили в них, рассказывали о них и пели. И это невидимое царство жило в народном представлении из века в век, отражая в себе народную фантазию, помыслы и желания. Живёт оно и сегодня. Вот в этом царстве и стоит наш славный остров Буян, которого нет ни на одной карте. И автор книжки, лежащей перед вами, сам проник однажды в юности на этот невидимый остров — да так на нём на всю жизнь и остался... Волшебное царство народного творчества необъятно. Оно создавалось столетиями. В устной народной поэзии (или фольклоре, как называет эту поэзию международная наука) очень много разновидностей. В переводе на русский язык английское слово «фольклор» означает «народная мудрость», «народное знание», «народное творчество» — всё то, что создала духовная культура трудового народа за века своей исторической жизни. И если мы вчитаемся, вдумаемся в наш русский фольклор, мы увидим, что он действительно отразил в себе многое: и родную историю, и игру народной фантазии, и весёлый народный смех, и глубокие народные думы о человеческой жизни; слушая сказки и песни своих предков, задумывались люди над многими сложными вопросами своего трудового, общественного и семейного быта; размышляли о том, как улучшить свою жизнь, как бороться за счастливую долю, каким должен быть хороший человек, а какие черты людского характера нужно порицать и высмеивать. Начнёшь знакомиться со всем этим богатством — и захочется узнавать о нём всё больше и больше. И не уйти с чудесного острова! Многочисленные разновидности (или жанры) русского фольклора — былины, сказки, песни, исторические предания, загадки, пословицы, величания, календарные припевки — всё это возникало, повторялось, переходя из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушек к внучкам. Нередко исполнители при этом вносили в полюбившийся текст и что-то своё, слегка меняя отдельные образы, подробности, выражения, незаметно оттачивая и совершенствуя песню или сказку, созданную до них. Целыми веками жили эти поэтические произведения в народной памяти незаписанными. Только в конце XVIII столетия передовые деятели русской культуры начали понимать ценность фольклора для изучения народной жизни и стали записывать его. Работа эта постепенно развивалась. Отдельные учёные и писатели, жившие в XIX веке, оставили нам много сборников народных песен, сказок, загадок, пословиц. А в советскую эпоху целые экспедиции различных научных учреждений стали ездить по стране и собирать фольклор. У нас много интересных, творческих профессий. Среди них работа по собиранию и изучению фольклора — одна из самых своеобразных и живых. В поисках былин, сказок и песен фольклорист-собиратель путешествует по разным областям Советского Союза, знакомится с родной природой, с бытом народа, с народным искусством, слушает мастеров-рассказчиков и певцов, нередко переживает и неожиданные, увлекательные дорожные приключения. А потом, вернувшись домой, путешественник превращается в исследователя, в писателя: изучает свои записи, приводит в порядок путевые дневники и создаёт научные и художественные книги о том, что видел и слышал. Некоторые жанры фольклора живут в народе уже очень давно, другие возникли позднее. Один из наиболее древних жанров — эпос, былины (или «старины», как их называют исполнители-былинщики) о богатырях. В этих старинных сказаниях сохранились воспоминания о далёком прошлом нашей Родины: о войнах с врагами-кочевниками, когда-то нападавшими на Русь; о борьбе богатырей с чудовищами и разбойниками, которые в незапамятные времена бродили по русской земле; о легендарных героях, совершавших неслыханные подвиги во имя блага и счастья своего народа. Так ли было всё на самом деле, как рассказывается в былинах и эпических преданиях? Нет, вероятно, (многое было иначе. Жили ли на самом деле Илья Муромец, Добрыня, Святогор? Нет, богатырей именно с такими прозвищами, именно с такой наружностью, как рисуют художники, в Древней Руси, вероятно, не было. Но было что-то другое, похожее и близкое: были сотни и тысячи простых русских людей — мужественных, великодушных, несокрушимо сильных, глубоко любивших свою Родину и готовых отдать жизнь за неё. Все эти черты русского национального характера народ как бы собрал воедино — и создал художественные образы добрых и бесстрашных былинных богатырей. Народная память соединила отрывочные воспоминания о древних войнах и битвах, рассказы о подвигах отдельных героев — и поэтичные былины сохранили в своих строках отдельные отголоски русской истории. Источники:
Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|