|
Вы здесь: Критика24.ру › Горький Максим
Проходящий Алеша Пешков в рассказе Рождение человека (Горький Максим)
Первые одиннадцать рассказов цикла были написаны в 1912—1913 годах. В 1915 г. они вышли в свет под общим заглавием «По Руси. Очерки». Сюжетной основой этого сборника рассказов является путешествие Горького пешком по стране, которое он предпринял в 1891 году. Лишь несколько рассказов («Ледоход», «Губин» и «Нилушка») наполнены впечатлениями более ранних лет. Хождение но Руси Горький предпринял после тяжелого душевного кризиса, который в 1887 г. привел его к попытке самоубийства. Юноша Алеша Пешков не мог смириться с окружающей обывательской средой. Книги, которые он жадно читал, еще больше укрепляли в нем желание изменить все вокруг. Ему казалось, что достаточно «убедить людей дружно взяться за работу самоосвобождения», и «наступит новая, чистая, дружная жизнь!». Но это горячее стремление разбивалось о непонимание окружающих, о прочность тех основ жизни, в которой господствовал «хозяин». Почувствовав свою изолированность от живой жизни, юный Горь-кий решается на подобный шаг, который, к счастью, закончился только ранением. Выздоровев, он пешком отправляется в путешествие по родной земле, чтобы окунуться в гущу народа, глубже понять жизнь и найти свое место в ней. С большой точностью можно установить хронологию того или иного события, описанного Горьким в рассказах. Так, действие в рассказе «Рождение человека» произошло летом 1892 г., в рассказе «Женщина» — в сентябре — октябре 1891 г. и т. д. В основе каждого произведения лежат конкретные факты, свидетелем которых был писатель. Вероятно, поэтому он называл эти произведения очерками. Но сила художественного обобщения оказалась настолько большой, что превратила эти «очерки» в художественные социально-философские исследования российской действительности. Большая роль в процессе художественного обобщения отведена «проходящему», герою всех рассказов, который в основе своей безусловно автобиографичен. Горький уточнял: «Я намеренно говорю «проходящий», а не «прохожий»; мне кажется, что прохожий не оставляет по себе следов, тогда как проходящий — до некоторой степени лицо деятельное и не только почерпающее впечатления бытия, но и сознательно творящее нечто определенное». Да, «проходящий» — это Алексей Пешков, который странствовал по Руси, встречался с людьми, ставшими героями его рассказов, порою принимал участие в их судьбе, жил бок о бок с ними. Но в то же время это не просто путевые очерки очевидца. Рассказы о странствиях были написаны намного позже, и писатель соединил в них свой идеал человека с идеями социализма. Это не могло не сказаться на образе «проходящего». Он, не теряя автобиографической основы, становится более зорким, чем Алеша Пешков, более четко разбирающимся в окружающей жизни, то есть превращается в литературный образ. Горький подчеркивал, что суть этого образа заключается в его активности. Активность его была не только непосредственно действенной, но и творческой: из разрозненных жизненных впечатлений он должен был воссоздать целую картину Руси. Над «проходящим» возвышается фигура самого автора, который, повествуя о впечатлениях «проходящего», передавая его вдумчивое отношение к жизни и людям, в художественном изображении этих впечатлений и жизни поднимается до глубоких обобщений и социального анализа действительности. В рассказах перед читателем предстает Русь и в ее географическом размахе (это Поволжье, средняя полоса России, кубанские и украинские степи, Кавказ), и в разнообразии социальных категорий (крестьяне, артельные рабочие, мещане, интеллигенция, собственники и т. д.), и в разнообразии индивидуальных характеров. «Проходящий» видит, что люди живут тяжело и трудно, господствует Русь «окуровская», застойная, нищая и голодная, несущая тяжелую печать рабства не только на условиях жизни, но и на душах людей. Источники:
В книгу вошла также повесть «Хозяин». В ее основе лежат конкретные факты, свидетелем которых был автор. Комментарии к рассказу Рождение человека Впервые с подзаголовком «Из воспоминаний «проходящего»» напечатано в журнале «Заветы», 1912, № 1, апрель, с. 5—15. Летом 1892 г. будущий писатель работал вместе с голодающими на постройке шоссе Сухум — Новороссийск. После окончания работ на пути в Очамчиры ему пришлось выполнить обязанности акушера. Этот случай лег в основу рассказа. Писатель К. Тренев свидетельствовал, что Горький сам подтвердил автобиографический характер этого произведения (К. Тренев. Рождение человека —«Известия», 1941, № 142, 18 июня). 6(19) марта 1912 г. Горький получил телеграмму от В. С. Миролюбова, редактора «Заветов», о скором выходе первого номера журнала и «всё бросил, сел писать». Рассказ был написан за три часа. До появления рассказа в печати Горький читал его 2(15) апреля 1912 г. в Париже на многолюдном митинге в честь столетия со дня рождения А. И. Герцена, устроенном русскими эмигрантами. Рассказ вызвал много откликов. Литератор С. Недолин 13(26) сентября 1912 г. сообщал в письме к Горькому, что он и писатель С. Н. Сергеев-Ценский «восхищались... «Рождением человека»». Встретившись с Горьким в 1927 г., А. И. Цветаева записала: «Из всех своих вещей Горький больше всего любит «Рождение человека»». Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|