|
Биография, жизнь и творчество Куприна. РассказыВ этой книге собраны рассказы замечательного русского писателя Александра Ивановича Куприна, созданные в разные годы его большой творческой жизни. Рассказы адресованы одновременно детям и взрослым, они просты по содержанию и по форме, поэтому легко доходят до сознания и сердца маленького и большого читателя. Чтобы понять тайну их прелести, нужно понять человека, который написал, создал эти произведения, и для этого необходимо хотя бы кратко рассказать о жизненном и творческом пути писателя, чей талант А. М. Горький назвал «ярким и здоровым». Автор знаменитого «Белого пуделя» родился в 1870 году в маленьком городке Наровчате Пензенской губернии. Отец умер, когда маленькому Саше не исполнилось еще и года, — нелегко матери было поднимать детей. Будущего писателя шестилетним отдали в сиротское училище. С этого времени все детство его проходит в казенной одежде, в форме. В 1880 году Куприн становится воспитанником Второй московской военной гимназии, в 1890 году заканчивает Александровское военное училище. Из военной школы и училища он вынес физическую силу, тренированность, мужественное начало характера, там же сформировались в нем неприятие всяческого унижения, потребность защитить обиженного, угнетенного. Писать Куприн начал в 1893 году, а в 1894 году оставил службу в армии, начав свой путь исканий и скитаний по России. Молодой писатель вошел в литературу, когда в России после убийства революционерами-народовольцами царя Александра II сгустились сумерки реакции — «Победоносцев над Россией простер совиные крыла» (А. Блок). В большой литературе уже не было Достоевского, Тургенева, Лев Толстой мучительно искал ответы на больные вопросы времени, а талант Горького, Бунина, Л, Андреева только формировался. Начинающий писатель учится у своих великих предшественников и у старших современников — Толстого и Чехова, но он умеет учиться и в другой школе, школе, которую считает главной, — в школе жизни. Много путей-дорог прошел Куприн — был репортером в газете, землемером и артистом, конторщиком и грузчиком. Все считал интересным: для того, чтобы узнать труд шахтеров, спускался в шахту, чтобы почувствовать высоту, поднимался на воздушном шаре, летал на аэроплане. Первым читателям его рассказов и очерков бросилась в глаза способность писателя подмечать и передавать самое характерное в человеке, начиная с цвета его глаз, покроя одежды, и кончая запахом. Уже в самом начале творчества проявилось бесподобное, доскональное знание жизни своих героев. «О том, чего не знаешь, писать нельзя», — говорил Александр Иванович. Это знание стало основой всех его и коротких, точных, выверенных до последнего штриха рассказов и очерков, и больших, эпически широких и лирически нежных повестей, — «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок». Жадное внимание к жизни, неиссякаемая энергия познания нового, страсть собирательства яркого, необычного отличает жизнь этого удивительного человека и писателя. Куприн с уважением относится к своему читателю, поэтому не может допустить неточности и неправды. Так, перед тем, как опустить героев под землю, автор подробно, с неторопливостью экскурсовода, ведет читателя в ламповую, называя и показывая один за другим инструменты шахтерского труда. Так подробно, что кажется: вот-вот они поглотят главное, - героев. Однако этого не происходит. Герои очерка «В недрах земли» не теряются среди подробностей описания, напротив — они выписаны живо и психологически достоверно, будто сам писатель переживал катастрофу, сам спасал товарища. А главное — он подметил взгляд, которым обменялись мальчик и спасенный им шахтер, — взгляд, которым эти два человека обмениваются, «связывает их на всю жизнь крепкими и нежными узами». Мужественных людей у Куприна всегда связывают нежные узы. Если внимательно всмотреться в этих мужественных героев писателя: балаклавских рыбаков-листригонов, цирковых борцов и авиаторов, — то обнаружится, что самое притягательное в них не сила и бесстрашие, а совсем неожиданно — нежность. В разные годы создавал он поручика Ромашова («Поединок»), чиновника Желткова («Гранатовый браслет»), маленького человека по фамилии Цвет, разгадавшего тайну царя Соломона и получившего огромную власть («Звезда Соломона»), своих героев-летчиков, но всегда герои писателя излучают свет нежности, доброты. Они всегда противостоят миру окружающей их пошлости, жестокости, протестуют против торгашески-мещанского мира буржуазной действительности дореволюционной России. А. И. Куприн не обладал ясной твердостью революционного, мировоззрения Горького и не видел единственно верного пути — пути революции, но в трудное время после 1905 года своей чуткой душой сумел уловить настроения масс и те силы, которые противостояли реакции. В его представлении эти силы заключены были в людях, умеющих чувствовать красоту, умеющих любить. В самом Куприне рядом с силой, порывами страстей жила нежность, у него было нежное сердце. Не случайно автор «Олеси» так любил А. П. Чехова, чутко откликаясь на «...тоску исключительно тонкой, прелестной и чувствительной души, непомерно страдавшей от пошлости, грубости, скуки, праздности, насилия, дикости». Сам Куприн любил простых людей и мир природы, любил сажать деревья и выращивать цветы, любил животных, в душу которых мог проникать необыкновенно глубоко, подобно своим великим современникам Толстому и Чехову. Природный мир, окружающий человека, в русской классической литературе живет своей, независимой от человека, иногда таинственной, но всегда чарующе-прекрасной и гармоничной жизнью, всегда лечит душевные раны, «усталые силы бодрит». Куприн внес в создание этого мира свою лепту: и Холстомер Толстого, и Каштанка Чехова, и Белый пудель Куприна в равной мере стали живыми образами в богатейшей галерее классических произведений о животном мире. К нему самому в полной мере могут быть отнесены слова, сказанные о Толстом: «Он показал нам, слепым и скучным, как прекрасна земля, небо, люди, звери. Он говорил нам, недоверчивым и скупым, о том, что каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душою». Куприн пишет о собаках-друзьях Барбосе и Жульке так, будто собачья душа у него на ладони, а сами животные — родные, близкие друзья. «Основной чертой характера была деликатная, почти застенчивая вежливость», — сказано о Жульке, и дальше просто и' точно описаны проявления этой деликатности. И во всех рассказах о животных обязательно рядом дети, потому что, по убеждению писателя, «они вообще стоят к животным гораздо ближе». Рассказы его о животных — всегда школа доброты, преданности, верности в дружбе. Как быстро понимают друг друга маленькая девочка, которой ничем не могут помочь врачи, и слон Томми, сотворивший чудо исцеления, как предана своим хозяевам кошка, «восторгательная Ю-ю», как самоотверженно-бесстрашен пес Сапсан. «Никогда не верь тому, что говорят дурного о животных» обращается рассказчик к маленькой девочке Нике, повествуя о кошке с изумрудными глазами. В этих словах заключена большая мудрость прозрения и человечность — дар любви ко всему живому, без которого человек не может быть человеком. Человек не может по-настоящему стать человеком и без искусства, ибо оно пробуждает самые тонкие чувства — доброту и сердечность, в нем же, в искусстве, заключена и способность творчества. Сила красоты искусства, особенно музыки, не раз воспета, Куприным: виртуоз-скрипач Яшка в «Гамбринусе» и маленький гимназист-тапер Саша Азагаров обладают волшебным даром потрясать сердца слушателей музыкой. Преображение силой и красотой искусства в рассказе «Тапер» представлено и как волшебство таланта, и как сила, объединяющая людей. Прелесть рассказа в мастерстве передачи настроения праздничной суеты перед елкой, детской непосредственности маленькой Тины, так нетерпеливо ожидающей чуда праздника и как бы предчувствующей чудо необычной встречи маленького тапера с великим музыкантом. Покоряющая сила произведения в вере в прекрасное и доброе начало. В людях сильных и мужественных таится огромный запас нежности и доброты, они тратят энергию на открытия и путешествия, на борьбу со стихией и собственными слабостями. Сам писатель до страсти любил путешествовать, и всякая победа человека над мертвенностью пространства и быстротекущим временем на земле или в воздухе обладала для него притягательной силой. Наверное, поэтому он так любил артистов цирка, летчиков, легко и просто сходясь с ними. Куприн разделяет радость побед на цирковом ковре с Иваном Заикиным и с ним же поднимается в воздух, испытав и упоение полетом, и драматизм неудачной посадки. Рассказ «Сашка и Яшка» как раз о таком мужестве. В нем с неповторимой непосредственностью высвечена непоказная храбрость, сила духа русского человека. Александр Прокофьев, военно-морской летчик, потерял ногу, ему сделали искусственную, и он, поборов страх, сомнения, уверился в возможности и без ноги дальше служить родине. И служит доблестно, разделяя славу побед со смешной рыже-бурой обезьянкой Яшкой, подарком маленькой Ники. Этот рассказ был написан вдали от родины, когда Куприн еще не знал, что вернется в новую, советскую Россию и что воины новой Красной Армии так же, как и его герои, будут идти на подвиг «не во имя подвига, а во имя долга, обязательства защищать: русскую землю, родину», во имя победы высшей правды и справедливости, той самой, о которой, не зная, какая она, писал и мечтал Куприн. Он сам был неисправимым мечтателем, знал цену одухотворенной мечте и людям, способным ее реализовать. В своих героях писатель искал и находил лучшие человеческие качества: силу и смелость, свободу человеческого духа и фантазию, красоту и поэзию. В Гатчине, где была летная школа, писатель подружился с пилотами инструкторами и там же написал рассказ «Волшебный ковер». Рассказ посвящен одному из пионеров воздухоплавания Альберту Сантосу Дюмону и прославляет высокую мечту человека о победе над земным притяжением. Вскоре драматический разворот событий гражданской войны приведет Куприна к самой крупной ошибке — он покидает Россию на долгие годы, и все эти годы его будет преследовать мечта вернуться на родину. Да и разве мог писатель, так свято веривший в творческие силы народа, оставаться среди чуждой и враждебной его родине эмиграции? 31 мая 1937 года Куприна с большим почетом встречала советская общественность. Корреспонденту «Литературной газеты» он сказал: «Последние годы я настолько остро ощущал и сознавал свою тяжелую вину перед русским народом, строящим новую счастливую жизнь, что самая мысль о возможности возвращения в Советскую Россию казалась мне несбыточной мечтой... Я в Москве! Не могу прийти в себя от радости». Он собирался работать, писать, выразил восхищение родиной в очерке-интервью «Москва родная», но слишком много сил унесли трудные годы вне родины. В 1938 году Куприна не стало. Творчество автора «Поединка» сегодня знакомо миллионам советских читателей во всех уголках нашей страны, его знают и читают за рубежом. Имя Александра Ивановича Куприна в ряду выдающихся представителей русского реализма. Чувства читателя — нашего современника — хорошо выражают слова К. Паустовского: «Мы должны быть благодарны Куприну за все — за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом», А. М. Буланов, кандидат филологических наук. Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|