Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Каменный гость». Анализ трагедии (Часть I) (Пушкин А. С.)

Герой пушкинской трагедии Дон Гуан – герой не новый литературе. Образ Дон Жуана зафиксирован в ряде европейских легенд, в пьесе Тирсо де Молина, в комедии Мольера, в опере Моцарта и т. д. Иными словами, Пушкин разрабатывает готовую европейскую тему. Что же нового внес русский национальный поэт в ее трактовку?

Дон Гуан Пушкина не «оскорбитель святынь», это человек эпохи Возрождения. Но полнота его бытия – призрачна. Все богатство личности реализуется только в любовных отношениях.

Мы не можем не сочувствовать этому герою: для обрисовки его образа Пушкиным использовано много интимных красок.

А. Ахматова в статье о «Каменном госте» говорит, что пьеса объясняется биографией поэта. Пушкин творит ее, находясь на границе двух этапов, в переломный момент между своей прежней жизнью Дон Жуана и новым для него ощущением – настоящей любви.

В трагедии присутствуют два типа понимания и отношения к любви (что уже встречалось у Пушкина в «Бахчисарайском фонтане» в образе двух его героинь – Заремы и Марии). Это не только два момента биографии Пушкина, но два исторических типа любви. Первый тип реализуется в образе Лауры (кстати, этого персонажа не было ни у одного из предшественников Пушкина). Лаура – это страсть, не связанная с глубиной человеческой личности, только форма проявления чувства. И в этом Лаура – двойник Дон Гуана. Об этом типе людей С. Кьеркегор говорит: «Дон Жуан – соблазнитель, он обладает не душевной любовью, а чувственной». В Лауре живет любовь, в которой нет человеческого начала, ей все равно, кого любить. Такая страсть не предполагает широкого взаимообогащения. И Лаура – всего лишь служительница чувственной любви. Она преступает все нравственные границы. Любовь для Лауры, как искусство для Сальери, не связана с остальной жизнью, со всей ее широтой.

Таким образом, оказывается, что самая сильная страсть не есть гениальная любовь.

Источник: Творчество А. С. Пушкина: Лекции проф. И. А. Дергачева в записи его учеников. Екатеринбург: УрГУ, 1999. 136 с.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.