|
Вы здесь: Критика24.ру › Лермонтов М. Ю.
Трагизм мировоззрения в лирике М.Ю. Лермонтова (Лермонтов М. Ю.)Михаил Юрьевич Лермонтов, будучи гениальным поэтом, настоящим дарованием, не мог назвать себя любимцем судьбы. Даже наоборот, высшие силы, будто взымая плату за невероятно сильный дар творить на бумаге, описывать прекрасное стихами, с юных лет преподносили ему всё новые испытания. Ранняя смерть матери, разлука с отцом и постоянное одиночество не могли не сказаться на мировоззрении будущего поэта, навсегда закрепив за ним клеймо странника и пророка. Лермонтов был сильной, проникновенной душой, и он умел любить, любить глубоко и чувственно! Но он не находил в своих избранницах тех же чувств, он не получал в ответ отдачи, поэтому эту любовь, к женщинам, природе и родине, он закрыл в себе, как цветок, пересаженный в стеклянный аквариум, прекрасный в своей печали. Именно эта невозможность по-настоящему проявить свои чувства к кому-то, полюбить и быть любимым в ответ и привели Михаила Юрьевича к мысли о том, что раз он не может быть понят среди людей, нужно от них отдалиться, возвыситься над ними, чтобы не чувствовать внутренней боли и тоски. Отсюда идут и мотив избранности и изгнанничества по отношению к себе и тоски, но и надежды на счастье по отношению к жизни, "железные стихи", полные язвительных, мятежных высказываний насчет тогдашнего общества. И ведь не было тогда на свете живого существа, что поняло душу Лермонтова во время его жизни, что смогло по достоинству оценить его чувства и тем же ему отплатить. И лишь родина в лице немой природы отвечала на зов своего сына, и он чувствовал это, находил отраженье своей одинокой души в её простых, чувственных, живых пейзажах, именно поэтому он посвятил ей большую часть своих гениальных стихов. И так получилось, что вся лирика Лермонтова носит отпечаток трагизма его мировоззрения.
Ужасно, когда человек, способный страстно любить и заслуживающий не меньшей любви в ответ, получает лишь пустое кокетство и тайные насмешки от своей избранницы. Лирический герой стихотворения "Благодарю", наученный опытом, понимает, что его чувства не взаимны, что отношения, которых сердцем он желаем, никогда ни к чему не приведут, именно поэтому он объясняется с терзающей его душу барышней и надеется, что чем сильнее она его оттолкнет, тем быстрее его любовь к ней отпустит.
Благодарю!.. вчера мое признанье И стих мой ты без смеха приняла; Хоть ты страстей моих не поняла Но за твое притворное вниманье Благодарю! О, пусть холодность мне твой взор укажет, Пусть он убьет надежды и мечты И все, что в сердце возродила ты; Душа моя тебе тогда лишь скажет: Благодарю!
В стихотворении "Стансы" хорошо прослеживается внутренняя борьба лирического героя, противостояние его чувств, желания любить и надежды быть любимым и разума, говорящего о том, что его судьба- это вечное одиночество.
Мне любить до могилы творцом суждено, Но по воле того же творца Все, что любит меня, то погибнуть должно Иль, как я же, страдать до конца. Моя воля надеждам противна моим Я люблю и страшусь быть взаимно любим. <...> Я не чувств, но поступков своих властелин, Я несчастлив пусть буду - несчастлив один.
Ясный, острый ум, понимание жизни ещё в молодом возрасте дало автору возможность увидеть пороки своего поколения и выступить в качестве судьи и пророка, как для себя, так и для окружающих в стихотворении "Дума":
Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее- иль пусто, иль темно. <...> К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы Перед опасностью позорно-малодушны, И перед властию- презренные рабы. <...> Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей. <...> И ненавидим мы, и любим мы случайно Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви. <...> И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад.
В стихотворении "Пророк" автор приходит к пониманию того, что дело избранника Божьего, обличителя людских пороков и спасителя неизменно ведет к одиночеству и изгнанию.
С тех пор как вечный судия Мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злоба и порока.
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
Посыл пеплом я главу, Из городов бежал я нищий. <...> Глупец, хотел уверить нас, Что бог гласит его устами!
На смерть Александра Сергеевича Пушкина, великого гения, настоящего примера для ученья, Лермонтов в бессилии и злобе пишет действительно "железное" стихотворение "Смерть Поэта", наплевав на цензуру, яростно метая язвительные оскорбления в сторону власти, и он уже не пророк, а палач, ведь предсказывает он суд Божий, неподвластный богатствам и связям, и приговор такого судьи действительно страшен.
А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов! Вы, жадною толпой стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи! Таитесь вы под сению закона, Перед вами суд и правда- всё молчи!.. Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждёт; Он не доступен звону злата.
В "Как часто, пестрою толпою окружен..." лирический герой, находясь в светском обществе, чувствует себя, как в тюрьме, в оковах блестящей суеты, бездушных масок, запретов и штампов в мыслях и речах людей, совершает воображаемый побег в своё беззаботное, полное простой, живой красоты прошлое. Но обман не может длиться вечно, рано или поздно герою приходится вернуться в настоящее, несоответствующее его мечтам, к тяжелому невежеству окружающих, которые своим пустым весельем вызывают у героя лишь злость и горечь.
Как часто, пёстрою толпою окружен, Когда передо мной, как будто бы сквозь сон, При шуме музыки и пляски, При диком шепоте затверженных речей, Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски, <...> Памятью к недавней старине Лечу я вольной, вольной птицей И вижу я себя ребенком; и кругом Родные всё места <...> Когда ж, опомнившись, обман я узнаю, И шум толпы людской спугнет мечту мою, <...> О, как мне хочется смутить весёлость их И дерзко бросить им в глаза железных стих Облитый горечью и злостью!..
И лишь в природе герой находит родственную "душу". В стихотворении "На севере диком стоит одиноко..." говорится об одинокой сосне и ее мечте о том, что где-то далеко-далеко, но всё же есть такая же одинокая пальма. Это олицетворяет духовное одиночество автора и его надежду на то, что где-то на свете есть похожая на него прекрасная душа, которая так же страдает и хочет любить.
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна <...> И снится ей всё, что в пустыне далекой В том крае, где солнца восход, Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
В стихотворении "Листок" главный герой- дубовый листок, изгнанник, прогнанный из своей отчизны "жестокою бурей", после многих бед и страданий докатывается до Черного моря, где на берегу стоит молодая красивая чинара. "Странник" в печали просит у неё приюта, объясняя ей свою суровую судьбу, но дерево, ценя лишь внешнюю красоту и не видя внутренних качеств, прогоняет его. Как много своих чувств выразил Лермонтов в этом стихотворении! Будучи вечным изгнанником, многое перетерпевшим, он пытался найти свою любовь, своё счастье, но каждый раз его чувства обманывались, а сам он сам- отвергнут.
Дубовый листок оторвался от ветки родимой И в степь укатился, жестокою бурей гонимый; Засох и увял он от холода, зноя и горя <...> И странник прижался у корня чинары высокой; Приюта на время он молит с тоскою глубокой, <...> "Один и без цели по свету нашусь я давно, " <...> "На что мне тебя?- отвечает младая чинара, - Ты пылен и желт, - и сынам моим свежим не пара. <...> Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
В итоге, вся лирика Михаила Юрьевича Лермонтова носит отпечаток трагизма его мировоззрения, ведь он сам был помечен судьбой, как изгнанник, одинокий пророк и судья, обреченный вечно искать свое счастье и обманываться. И этот печальный мотив прослеживается во всех направлениях его творчества: в любовных стихах, философских раздумьях о собственном избранничестве, критике общества и описании природы. Обновлено: Опубликовал(а): popopodogrev Внимание! Спасибо за внимание.
|
|