|
Вы здесь: Критика24.ру › Детские народные сказки
Сказочники (Детские народные сказки)
Да, сказки, которые вы будете читать в этой книге, созданы не писателями, а народом. Однако писатели тоже сочиняют сказки; это — сказки литературные. Мы знаем прекрасные сказки, созданные А. С. Пушкиным, Л.Н. Толстым, М.Е. Салтыковым-Щедриным, В.М. Гаршиным и другими писателями. Многие из них в своих сказках творчески использовали традиции народных сказок, но их сказки все же не народные. Народные сказки создал сам народ. Они передавались из уст в уста, рассказывались сказочниками, в лице которых совместились как бы два творческих начала — созидательное и исполнительское. Сказочники хорошо знают события сказки, ее персонажей, помнят постоянные (традиционные) формулы, а также присказки, зачины, концовки и пр. Все это делает одну и ту же сказку в исполнении разных сказочников достаточно одинаковой. Например, сказка „Колобок" в устах нескольких сказочников всегда будет сказкой о хвастливом колобке, и никакой другой. Вместе с тем в исполнении разных сказочников сказки полностью совпасть не могут. Даже один и тот же сказочник одну и ту же сказку не будет повторять слово в слово. Ведь сказка — это не стихотворение, которое заучивается наизусть! Рассказывание сказки — всегда творчество. Даже небольшие сказки в разном исполнении бывают очень различны. Обратите, например, внимание на сказку „Лиса-исповедница", помещенную в нашем сборнике. Сколько в ней веселой выдумки и озорства! И вот сказка, записанная от известной воронежской сказочницы Анны Куприяновны Барышниковой, — тоже о лисе-исповеднице: „В некотором царстве, в некотором государстве, в том, в котором мы живем, под номером седьмым, где мы сидим, снег горел, соломой тупили, много народу покрутили — тем дела не решили..." Начало этой сказки, как видим, совершенно не совпадает с началом сказки, опубликованной в нашем сборнике. И судьба петуха в сказке А.К. Барышниковой другая. Если в нашей сказке он в конце смеется над незадачливой лисой, то в сказке А. К. Барышниковой с ним случилась беда: „Тот петух польстился на лисиный дух, с сука на сук спускался, с деревом прощался, сел лисе на голову. Взяла лиса петуха себе в уста, понесла его в густые куста, стала лиса петуху голову вертеть. Съела она петуха, отвисла у нее требуха, пошла она в реку свою жажду затушить. Откуда ни возмись — серый волк, взял лису за спину, сдернул с нее кожу рину, съел ее без остатка, и показалось вожу сладко!" Такие тексты одной и той же сказки, исполненной разными сказочниками или одним и тем же сказочником в разное время, называют вариантами. Варианты одной и той же сказки всегда чем-то интересны для нас: в них могут по-разному развиваться события, своеобразны диалоги, какие-то художественные детали. Один вариант сказки, в зависимости от этого, нам будет больше нравиться, другой — меньше, третий может совмещать в себе отдельные художественные достоинства разных вариантов. Вот почему в сборниках сказок вы можете встретить сказки об одних и тех же событиях (на один сюжет), но по-разному оформленные; вот почему и в наш сборник отобраны варианты широко известных сказок, но нередко отличающиеся от уже вам знакомых текстов (например, по учебникам). Попробуйте сравнить сказки „Лиса и волк" и „Царевна-лягушка" из нашего сборника с одноименными сказками из „Родной речи" или из других известных вам книг, и вы увидите, что эти, казалось бы, одни и те же сказки различаются и языком, и незаметными на первый взгляд поворотами в развитии событий, и даже героями! В значительной мере все это зависит от исполнителя. Конечно, сказка создана таким образом, что ее может рассказывать любой человек. Но, по пословице, всякий спляшет, да не как скоморох... Скоморохи — древнерусские актеры, плясуны, знатоки и мастера народного искусства. Пословица говорит о том, что в искусстве важен талант. Среди исполнителей сказок много талантливых сказочников. Искусной сказочницей была няня А.С. Пушкина Арина Родионовна: ее исполнение очаровывало великого поэта. С теплотой- вспоминал свою няню Евгению М. Горький. Талантливые сказочники — это прежде всего знатоки сказок: от каждого из них собиратели, как правило, записывали огромное количество сказок — нередко более ста! Сказочники в то же время прекрасные исполнители, настоящие актеры. Неспешно ведет сказочник свое повествование о волшебных приключениях Ивана-царевича и серого волка; его жесты скупы, голос ровный, речь бежит неспешно — кажется, ничто не волнует его, а мы взволнованы. Но вот сказочник начал сказку о животных, и манера исполнения изменилась. Голос его как бы исчез, но вместо его голоса появилось несколько новых и очень запоминающихся: грубый, „толстый" — это говорит медведь, хозяин лесов; слащавый, с хитринкой — это лиса, лиса Патрикеевна, лисица — масляна погубила, кумушка лиса. Тоненьким голосочком ведет разговоры зайчик — „заюшка-побегаюшка". По-иному звучат социально-бытовые сказки. Перед нами с характерными интонациями неожиданно предстает барин — напыщенный и глупый человек, поп — „глаза завидущие, руки загребущие", хитрован мужик — на вид уж как прост, но сам себе на уме! Шт у сказочника театрального костюма, бутафории, но ему этого и не надо. Чуть согбенная спина, медленное, движение рукой, приглушенная речь — и перед нами старик. Сморщенное лицо, тараторит — и вдруг рождается прямо на глазах старуха-болтунья... Много талантливых сказочников! К сожалению, не о всех мы располагаем данными, раскрывающими их творческий облик и жизненный путь. Однако о некоторых у нас есть сведения, хотя порою и скудные. Один из самых выдающихся сказочников XIX века — Абрам Кузьмич Новопольцев, живший в Самарской губернии. А. К. Новопольцев был стариком высокого роста, широким в плечах; имел он четырех сыновей, пас скотину, любил побалагурить, рассказывая сказки и всякие другие небылицы. Умер он в 1885 году. Но записанные от него сказки живут до сих пор. По ним мы можем судить о большом мастерстве исполнителя, об огромном его таланте. В этом можно убедиться, познакомившись в нашем сборнике с такими его сказками, как «Елевы шишки», «Поп и дьякон» и др. Талантливыми сказочниками были архангельская крестьянка Марья Дмитриевна Кривополенова (1843—1924), петрозаводский рабочий Филипп Павлович Господарёв (1865—1938), помор, рыбак Матвей Михайлович Коргуев (1883—1943), колхозники из Горьковской области Иван Федорович Ковалёв (1885-1966) и Михаил Ананьевич Сказкин (1883—1967), воронежская сказочница Анна Куприяновна Барышникова (1868—1954) и другие, чьи сказки вы сможете также прочитать в этом сборнике. Все они — большие мастера, талантливые исполнители. Великая Октябрьская революция принесла им всесоюзное признание. В 1930— 40-е годы были изданы специальные сборники их сказок. Многие сказки затем неоднократно пере-печатывались как у нас в стране, так и за рубежом. Некоторые из сказочников стали членами Союза писателей СССР, награждены орденами. Сказки, рассказанные ими, приносят радость всем поклонникам народного искусства. Так как же все-таки попали в нашу книгу сказки, если исполнители, о которых шла речь только что, не были писателями, сочинявшими сказки, а затем отдававшими их печатать в журналы или в издательства? Прежде чем попасть в книгу, сказки были услышаны из уст сказочников и записаны людьми редкой профессии — фольклористами-собирателями. Именно благодаря им мы имеем теперь возможность наслаждаться чтением сказок, слушать их в исполнении знаменитых артистов, смотреть в театрах и по телевидению целые спектакли. Такими собирателями были А.Н. Афанасьев, И.А. Худяков, Д.Н. Садовников, Н.Е. Ончуков, Д.К. Зеленин, братья Б.М. Соколов и Ю.М. Соколов и др. Они были талантливыми литераторами, крупными учеными, некоторые из них принимали участие в революционном движении. Они знали жизнь народа и любили его искусство. Источники:
Аннотация: Сборник содержит сто наиболее известных народных сказок. Сказки отобраны и адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся 4—6 классов. Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|