|
Нет никакой рациональной цели, никакой сколь бы то ни было правильной нормы (ЕГЭ обществознание)Может ли какая-либо великая цель служить оправданием убийства невинных людей? Оправдывают ли политические цели те средства, с помощью которых эти цели достигаются? Над этой моральной дилеммой предлагает нам задуматься Карл Шмитт. Сам Карл Шмидт дает следующий ответ на поставленные вопросы: никакая политическая цель не оправдывает убийство и жестокость.
Рассмотрим проблему с позиций современного обществознания. Эта проблема становится особенно актуальной, когда идёт речь о попытках поменять общественное устройство. Общественное развитие может происходить двумя путями: с помощью реформ (ряда последовательных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы общества) и с помощью революций (революция – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее фундаментальные основы существующего социального строя). Типичными методами социальных революций являются насилие и террор. Во время революций, ради построения более справедливого общества люди зачастую идут на крайние меры: физически уничтожают людей, несогласных с революцией, или людей, которые «не вписываются» в новое общественное устройство. Жертвами революций становятся невинные люди, женщины и дети.
Подкрепим наши теоретические суждения примерами из различных источников. Обратимся к истории России. Вспомним события Революции 1917 г и году последующей Гражданской войны 1918-1922 гг. В 1918 г. в Екатеринбурге была расстреляна семья императора Николая II (сам император, его жена, сын и 4 дочери). Подробности расстрела детей императора до сих пор вызывают содрогание. Зачем понадобилось убивать невинных детей? Неужели нельзя было избежать напрасных жертв? Принципы человечности утверждают, что жертв избежать было не только можно, но и нужно. Семья Романовых – не единственный пример жертв революции. В годы революции и Гражданской войны в России были убиты или расстреляны многие дворянские семьи, а также священнослужители. Ради справедливости необходимо отметить, что белые офицеры были не менее жестоки к своим политическим противникам, чем красные. Нет морального оправдания ни «красному террору», ни «белому террору».
В литературе описанную нами проблему наилучшим образом сформулировал Ф.М. Достоевский в романе «Братья Карамазовы». Иван Карамазов, беседуя со своим братом Алексеем, говорит о непринятии Бога, допускающего страдание невинных детей, противопоставляя слезы невинного ребенка и мировую гармонию. «Даже счастье всего мира не стоит ни одной слезинки на щеке невинного ребенка» - это выражение из романа Ф. М. Достоевского стало крылатым.
Подводя итог, скажем, что ни одна великая политическая цель не может оправдать насилие, террор и убийство невинных людей. Обновлено: Опубликовал(а): dafad Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|