|
описание по картине Валентина Александровича Серова «Девушка, освещенная солнцем» (Школьные сочинения)На рубеже 1887 и 1888 годов Валентин Александрович Серов создает два женских портрета, которые, несмотря на критические отзывы, приобретут немалую известность, став находкой русского импрессионизма. Русский потрет конца XIX века объединил в себе великое множество художественных течений, пленивших творцов того времени. В то же время существуют и общие черты, присущие портретам данного периода, что хорошо заметно в работах Серова: эмоциональная сила персонажей, глубокий внутренний мир позировавших моделей. Работам Валентина Александровича присущи основные черты русского импрессионизма – доминирующая материальность, своеобразная незавершенность произведений и «этюдность». Самобытность Серова позволила ему привнести свои штрихи в это течение, пусть даже – импрессионизм был лишь мимолетным увлечением мастера, но оно создало новую страницу в портретной живописи второй половины XIX века . Потрет, написанный в 1888 году, «Девушка, освещенная солнцем» является полной противоположностью предыдущей работе Серова – «Девочка с персиками», написанной годом ранее. Потому, рассматривая эти работы в сравнении, нам откроются их новые стороны, еще более выразительные и символичные. Модель, позировавшая Валентину Александровичу – его двоюродная сестра Мария Симонович. Свою картину художник пишет в имении Домотканово, где уже предавался творческим порывам. Там и суждено родится новому шедевру. Эта и предыдущая работы сыграли немаловажную роль в жизни художника, ведь деньги, вырученные за них, дали Валентину возможность жениться на Ольге Трубниковой. Само название произведения «Девушка, освещенная солнцем» готовит зрителя к легкому, светлому, наполненному радостью сюжету. Образ солнца и солнечной погоды изображенный Серовым радует душу зрителя, подобно картинам других художников: «Солнечные зайчики» Лорана Парселье, «Приветствие солнцу» Микалоюса Чюрлёниса или «Оливковые деревья с желтым небом и солнцем» Ван Гога. Данному произведению Валентина Александровича присуща та черта, которая неизменно будет присутствовать и в дальнейших работах художника – это уникальность конкретной жизни, несводимой к общим схемам. Образ женщины, изображенный на картине, не является чем-то данным, статичным. Это скорее некая динамическая модель, которая либо создает пространство, либо гармонично вписывается в него. На холсте вырисовывается образ юной девушки, присевшей под деревом. Взгляд ее умиротворен, она исполнена задумчивости, спокойствия и душевной гармонии. И в тоже время, в ней чувствуется некая тихая радость жизни и невинное очарование юности. Картина построена на контрасте, светлого заднего фона – поляны, покрытой мозаичными бликами теплого, летнего солнца и темной, почти черной коры дерева, на которое облокотилась девушка. Этот контраст и смелые, четкие, дробные мазки – отличительная черта картин Серова и сходство между первым и вторым портретами. Данная работа не только гармонична по цветовой гамме, но и крайне сложна по колориту. Так, к примеру, белая рубашка Марии словно «впитывает» в себя все оттенки окружающей ее природы: цвета солнца, листвы, деревьев, а всевозможные блики играют на белоснежной ткани. Этот прием объединяет в глазах зрителя природу и модель. В отличие от «Девочки с персиками» поза девушки статичная, не так легка и непринужденна. Кажется, что это картина с нами лишь на миг, и скоро милый образ девушки исчезнет, растворится в окружающей ее природе. Но вместе с девушкой исчезнет и образ, лелеемый художником. Но какой? Это произведение наполнено двумя живописными аллегориями, балансирующими на гране образа: юность и украшающее её лето и мечтательная созерцательность, отраженная в невинной девушке, окруженной умиротворенной природой. В отличие от картины «Девочка с персиками» в воздухе витает не детство, а молодость, сотворенная плэнерной живописью, светом и восторгом самого автора. "И самому мне чудно, что я это сделал, тогда я вроде, как с ума спятил. Надо это временами: нет-нет да малость спятишь" – говорил Серов. Любуясь этой картиной, я всем сердцем ощущаю настрой модели и ее чувства. Та проникновенность и открытость, свойственная картинами Валентина Александровича захватывает меня и помогает полностью погрузиться в произведение. Не зря, Серов считал «Девушку, освещенную солнцем» лучшей своей картиной. Обновлено: Опубликовал(а): Елизавета Цветкова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|