|
Вы здесь: Критика24.ру › Литература XI—XII веков
Жития святых (Литература XI—XII веков)“Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя” (Д. С. Лихачев) Я думаю, немногие из нас читали житие, и уж точно единицы увлекаются этим жанром литературы. Практически никто из нас не знает историю жизни хотя бы одного православного святого или как минимум, то, что его имя есть в святцах. Почему же наши образованные современники так пренебрегают культурным наследием нашей страны? Жития – один из самых устойчивых и традиционных жанров русской литературы. Первые переводы житийных произведений были доставлены из Византии и появились на Руси наряду вместе с Библией и другими христианскими книгами в конце X – начале XI века. В Древней Руси жития святых читали все люди, обладавшие грамотой. Благодаря чему и получили название «Четьи-минеи», что в переводе с древнеславянского означает – книги для чтения. Приставка «минеи» пришедшая к нам из греческого языка дословно переводится как «длящийся месяц». Это связано с тем, что жития относилось к определенным месяцам года, в которые их и нужно было читать. Так до конца первого учебного месяца, учись вы при храме в XII, вы должны были б прочитать «Память святых мучеников Фифаила и Фивеи», историю жизни святой Людмилы и Иосифа Волоцкого, Волоколамского чудотворца. Но что же нам известно о житиях, и что важнее - какой духовный опыт мы можем из них получить? Давайте обратимся к истории. Жития святых – это жизнеописания духовных и светских лиц, канонизированных Русской Православной Церковью. Первые Жития святых являлись назидательными сказаниями о христианских мучениках, тем самым олицетворяя духовные идеалы Древней Руси. В дальнейшем, по мере развития этого жанра, жития были разделены на сборники: Минеи-Четьи, о которых мы упоминали ранее, Синаксарии (краткие жития святых) и Патерики (повествования о продвижениях какой–либо обители). В отличие от существовавших до этого «Жития отцов», новые истории жизни святых стали образными, приобрели оттенки художественности, скрасившие сухость свойственную предыдущим повествованиям. Значительный вклад в формирования более доступного и понятного простому народу жития внес Симеон Метафраст, ученый агиограф, живший во второй половине X века. В житиях появился вымысел, литературный шаблон, передающийся от произведения к произведению, правдивость ушла на второй план, уступая свое место восхвалениям и извращенным формам нравоучений. Так, создавая житие о жизни святого, чье детство никому неизвестно, Симеон без зазрений совести писал: «В семье благочестивых родителей родился благочестивый отрок…». Таким образом, сложилась композиция правильного жития. Оно должна была быть трехчленной и состоять из вступления, рассказа о жизни и деяниях святого от рождения до смерти и похвалы. Со временем появились и канонические черты жития: • Оно составлялось после смерти праведника; • Повествование велось от третьего лица; • Композиция строилась по строгой схеме; • Способом изображения героя была идеализация; • Не изображалось развитие внутреннего мира героя, он избранник с момента рождения; • Пространство и время были условны; • В изображении святого по возможности устранялись все индивидуальные черты характера, частности, случайности; • Тон повествования был торжественным, серьезным. Несмотря на все кардинальные изменения, внесенные в житие, его формат не престает меняться. Так в 2014 году вышла книга под названием «Святые в истории: жития святых в новом формате». Только задумайтесь, сколько было отступлений от исторических справок в житиях XI века, и представьте, как выглядит новый формат этих преданий, по сравнению со старым. Обновлено: Опубликовал(а): Елизавета Цветкова Внимание! Спасибо за внимание. |
|