|
Вы здесь: Критика24.ру › Сочинение на свободную тему
Речевое поведение учителя (Сочинение на свободную тему)Речевое поведение современного учителя является одним из самых важных компонентов, входящих в систему «педагогический имидж» и формирующих ее. Каждому педагогу следует обратить внимание на свое речевое поведение и проанализировать его с разных аспектов, а главное – с точки зрения восприятия учениками. Несмотря на продолжительный педагогический опыт, учитель периодически должен возвращаться к анализу речевого поведения, совершенствоваться и иметь желание меняться вне зависимости от возраста и обстоятельств, педагогического и ученического состава, с которым он работает, а также от места работы. Речевое поведение учителя должно быть ориентировано прежде всего на аудиторию, с которой он работает. Нужно учитывать как предметные требования, так и уровень учеников: интеллектуальный, физический и эмоциональный. Цель коммуникативного процесса в педагогической деятельности должна обязательно соответствовать непосредственно ожидаемому результату, то есть учитель в процессе преподавания должен ставить для себя не только методические цели, но и коммуникативные, мысленно предполагая результат, которого он желает достигнуть. Педагогу необходимо правильно использовать речевые стратегии и тактики общения, исключая их отрицательную направленность (упреки, угрозы, обвинения, отстранение). Слово в педагогической деятельности – это инструмент, который в руках успешного педагога обретает необходимую для правильного и положительного воздействия на учеников силу. Учитель должен следить за каждым произнесенным словом, уделяя внимание его значению, коннотативному оттенку, соответствию речевой ситуации, а также правильно выстраивать в процессе речи семантические поля использованных слов. Выражение мыслей и чувств должно приобретать соответствующую звуковую оболочку, при этом учитель должен «фильтровать» возникающие эмоции и не давать воли негативу, применяя терпение и мудрость. Содержание речи педагога обязательно должно быть образным: учитель должен владеть навыками использования образных выражений, придающих идиоматичность языку и влияющие положительно на процесс коммуникации. К ним можно отнести художественно-выразительные средства (тропы и стилистические фигуры), пословицы и поговорки, фразеологические обороты. При этом следует учитывать речевую ситуацию и эффект использования того или иного средства выразительности. Голос – самый важный, на наш взгляд, элемент речевого поведения учителя. Педагог не может изменить некоторых физических характеристик, данных ему от природы (например, высоту голоса или невозможность правильного произношения некоторых звуков), однако некоторые параметры могут варьироваться и быть смоделированы нужным образом. Голос учителя должен быть негромким, но и не тихим, так чтобы ученики не прислушивались к сказанному, отвлекаясь при этом от сути преподаваемого материала. Голос должен быть четким и внятным. В речевом процессе обязателен такой компонент, как логика построения речи, без которой восприятие учебного материала будет проблематичным. В основе речевого поведения учителя должны быть категории вежливости, доброжелательности, неравнодушия и т.п Речевое поведение учителя – важный показатель педагогических и человеческих качеств педагога, особенно актуальным это является для учителей русского языка и литературы, которые должны быть образцом речевого поведения. Обновлено: Опубликовал(а): МарияВ Внимание! Спасибо за внимание.
|
|