|
анализ эпизода “Бал в доме Фамусова”. «Горе от ума» (Грибоедов А. С.)“Горе от ума” – является одним из самых известных произведений А.С. Грибоедова. В этой комедии есть два основных конфликта: первый – между Чацким и Фамусовым и второй – между Чацким и Софьей. В эпизоде “Бал в доме Фамусова” происходит кульминация этих двух конфликтов, поэтому он является наиболее важным и ярким из всего произведения. Само название эпизода говорит нам о том, что действия разворачиваются на балу в доме Фамусова. Именно в этой сцене мы видим настоящие лица героев, которые до этого были скрыты под масками. Раскрывается вся ложь и гниль “московского общества”. Действия эпизода начинаются с разговора Чацкого и Натальи Дмитриевны. До появления ее мужа – Платона Михайловича, который по совместительству давний друг Чацкого, мы не можем сказать ничего особо дурного об этой даме. Но вскоре, узнаем о ее жестком и непреклонном характере, когда она буквально не дает ни слова сказать своему мужу. Здесь же мы понимаем, что за человек Платон Михайлович – бесхребетный, слабохарактерный, во всем слушается свою дражайшую женушку. Чацкий изумлен от того, кем стал его старый друг. Тот, который “…лишь утро: ногу в стремя и носишься на борзом жеребце…”. “Московское общество” сломало Платона Михайловича, а он поддался ему, не без помощи Натальи Дмитриевы конечно, и, как все остальные, спокойно “поплыл по течению”. С каждым явлением появляются все новые герои общества Фамусова. Люди все приходят и приходят на бал, а с тем и появляется все больше и больше внимания к Чацкому. Каждого интересует лишь две вещи: чин его и состояние. А когда узнают, что ни того ни другого у него нет, то быстро теряют к нему какое-либо внимание, как, например, княгиня. “И золотой мешок, и метит в генералы” – вот их образец жениха. Пусть ни чина, ни денег у Чацкого нет, зато у него есть собственное мнение и независимость, что, к сожалению, не правильно, по словам Молчалина и всего общества “века минувшего”: “В мои лета не должен сметь Свое суждение иметь”, “Ведь надобно ж зависеть от других”. Даже в этих двух строчках мы видим, насколько прогнило высшее общество. И как резко контрастирует на их фоне Чацкий со своими словами, которые, кстати, послужили началом конфликта между ним и Фамусовым:“Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Люди “века минувшего” не хотят перемен, даже больше – они их боятся. Поэтому и воспринимают правдивые слова Чацкого так отрицательно. Так же своим правдолюбием он успел настроить против себя всех гостей бала. Затем происходит кульминация конфликта с Софьей. Она распускает слух о “сумасшедшем Чацком”. Почему же она это сделала? Таким образом, она отомстила Чацкому за Молчалина, о котором он не раз плохо отзывался. А так же, еще раз доказала, что любит она Молчалина, а не его. Сплетни делают свое дело – и вот Чацкий уже стал и беглым преступником, и голову ему прострелили. “Московское общество” считает, что в сумасшествии Чацкого виновато ученье. “Ученье – вот чума!..”: говорит Фамусов. В завершении эпизода Чацкий произносит свою длинную речь, пытаясь донести горькую правду до гостей бала. Но все тщетно. Некоторые считают, что это всего лишь бред сумасшедшего, другие и вовсе забыли о нем и обсуждают свои привычные темы. Жизнь вновь идет своим чередом. На протяжении всего произведения шла борьба между “веком нынешним” и “веком минувшим”. Но в этой борьбе не было победителя. Конечно, Чацкий не был один против всего старого общества, у него были сторонники, но все-таки не так много, что бы перевернуть все устои “Фамусовского общества”. Обновлено: Опубликовал(а): Августа Внимание! Спасибо за внимание.
|
|