Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Смешны или грустны финалы сказок Салтыкова-Щедрина (Школьные сочинения)

Сказки Салтыкова-Щедрина относятся к роду сатирической фантастики. Это особый род сатиры, в котором писатель при создании художественных образов и характеров прибегает к фантастическому изображению жизненных ситуаций. В сказках используются привычные сказочные формы и персонажи, но при этом они наполняются реальным, злободневным содержанием.

Сатира является разновидностью комического в литературе и искусстве. По сравнению с юмором и иронией, она наиболее беспощадно высмеивает несовершенство мира, человеческие пороки, не оставляя надежды на их исправление. В соответствии с этим определением, автор, безусловно, рассчитывает вызвать у читателя смех. Явление же кажется нам смешным, если мы видим в нём какие-либо несоответствия, внутреннюю противоречивость, которая обнаруживается неожиданно для читателя Мастерство писателя-сатирика как раз и состоит в изображении подобных ситуаций.

В сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» два генерала каким-то непонятным образом очутились на необитаемом острове.

Там в изобилии растут плоды, в лесу «рябчики свищут, тетерева токуют, зайцы бегают», рыба в ручье так и кишит. Казалось, генеральское звание обязывает людей быть достаточно сведущими и способными обеспечить себя пищей, но, оказывается, генералы «ничего не понимают», ничего не умеют.

Нашли генералы на острове старый номер «Московских ведомостей», хотели отвлечься от голода чтением, но опять неожиданно попадают в неприятную ситуацию, вызывающую у нас смех: в газете описываются одни парадные обеды. Решили генералы найти мужика – и нашли его. Мы ожидаем, что они должны бы вежливо попросить его о помощи, но они обзывают его лежебокой, требуют немедленно отправляться за едой. Да и сам мужик не способен воспользоваться ситуацией и как следует проучить генералов: он лично сплетает верёвку, которой генералы привязывают его дереву – чтобы не убежал!

В сказке «Карась-идеалист» карась очень любил участвовать в диспутах. Он действительно был идеалистом, то есть во всём видел гармонию и был убеждён, что «счастье – не праздная фантазия мечтательных умов» и что «добро и разум обязательно восторжествуют над злом и безумием». Такие речи карася, представляющего, очевидно, либералов-утопистов, кажутся смешными. Недаром его постоянный оппонент ёрш критикует его: «Ты посмотри на себя…Брюхо у тебя большое, голова малая, на выдумки не гораздая. Даже чешуя на тебе – и та несерьёзная. Ни проворства в тебе, ни юркости – как есть увалень».

Жил карась в тине, в тёмной воде, да и сам был тёмным, мало что знал о жизни, несмотря на умные речи. И опять «колючий и тронутый скептицизмом» ёрш поучает его: «Карасём зовёшься, а об ухе не слыхал! Ведь чтобы споры вести и мнения отстаивать, надо наперёд с обстоятельствами познакомиться…». Идеализм и полное незнание жизни естественным образом приводит карася к гибели: он попадает к щуке на ужин.

Герой сказки «Премудрый пескарь» так озабочен сохранением своей жизни, что фактически сводит её на нет. «Лежит он день-деньской в норе, ночей недосыпает, куска недоедает». Пескарь не женился и детей не имел, и всю свою премудрость тратил на то, чтобы уберечься от щуки. Но самое смешное – никто не считал его премудрым, а наоборот, про него говорили: «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьёт, а только распостылую свою жизнь бережёт».

Таким образом, развитие сюжета в сказках Салтыкова-Щедрина, безусловно, вызывают смех, в то время как их финал уже не кажется смешным, а заставляет задуматься над теми явлениями, которые в условном виде изображает автор. Действительно, почему во главе российских учреждений стоят генералы, которые не знают никаких слов, кроме: «Примите уверение в совершенном моём почтении и преданности»? Почему общество должно кормить их, выплачивать им пенсии? Почему они имеют право распоряжаться людьми умелыми и знающими, которые покорно выполняют их распоряжения? Разве можно считать достойными гражданами тех, кто, как пескари, «сидят в норах и дрожат»? Но такова наша действительность, и это, конечно, не может не вызывать негативных чувств.

Таким образом, Салтыков-Щелрин критиковал не только деспотизм и эгоизм угнетателей народа, но и покорность, долготерпение, рабскую психологию самих угнетаемых. Его сатира была направлена и против либералов, которые своим идеализмом отвлекают народ от борьбы за свои права. Он разоблачал пережитки крепостного права, оставшиеся в быту, в сознании людей. Писатель старался показать своим современникам идеал будущего общества, вызывать чувство протеста и презрение ко всяким проявлениям трусости, лицемерия, приспособленчества и бюрократизма.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.