|
О стихотворении Маяковского «Скрипка и немножко нервно» (Маяковский В. В.)Стихотворение «Скрипка и немножко нервно» написано Маяковским в 1914 году. Это почти начало его поэтического творчества (первые опубликованные стихи датированы 1912 годом). Ему 21 год, и для рано повзрослевшего поэта это совсем немало. Позади осталось уже достаточно жизненных впечатлений: первая русская революция 1905 года, которую он гимназистом встретил в Кутаиси, переезд в Москву после смерти отца, арест за участие в подпольной типографии и помощь в побеге политических каторжан. В 1911 году он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но учится там только в течение двух лет. Маяковский с детства увлекался стихами, но выбор в пользу поэзии был сделан не сразу. Первые творческие опыты никак не удовлетворяли его, но вот однажды он прочитал одно из стихотворений своему другу Давиду Бурлюку, и тот одобрил его: «Да ты гениальный поэт!» Вскоре было создано общество футуристов (Маяковский, Бурлюк, Каменский, Кручёных и др.), и вся компания в конце 1913 года отправилась в поездку по России с целью пропаганды нового искусства. Часто полиция обрывала их на полуслове, издатели не брали их стихов, и они могли печататься только в своих собственных сборниках. Найти своего читателя – вот что было важно для поэта в этот период.
Основной темой стихотворения «Скрипка и немножко нервно» является поиск понимания и сочувствия. Маяковский был прежде всего поэтом-новатором, его искания в мире поэзии, его поэтические находки и сейчас поражают своей неожиданностью, неповторимостью. Но в то время творчество поэта было настолько ново, что окружающие с трудом воспринимали его. Как выразить свои чувства, чтобы взволновать другого человека, как вызвать в нём сопереживание? Возможности обычных стихотворных форм кажутся Маяковскому слишком ограниченными, так как сила, размах, космические масштабы чувственного восприятия мира у поэта совершенно неподражаемы. В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» образ скрипки можно соотнести с человеческой душой: так сходны они по нежности и одухотворённости звучания. Именно эти качества выделяют скрипку среди других инструментов. Однако речь её не вызывает сочувствия у окружающих, слишком много в ней искренности, душевной открытости. Но вот непонимание выливается в различные формы. Кто-то не хочет спорить, углубляться в непонятную музыку, желая поскорее уйти, кто-то молча и отчуждённо слушает, другие же изумляются совершенно в открытую: Оркестр чужо смотрел, как выплакивалась скрипка без слов, без такта и только где-то глупая тарелка вылязгивала: «Что это? Как это?» Такое непризнание яркой индивидуальности в жизни не ново, и оно вызывает сочувствие у поэта. Он находит в скрипке для себя родственную душу, нежную подругу: «Знаете что, скрипка? Давайте – жить вместе! А? Композиционно стихотворение делится на две части: в первой изображается скрипка в окружении других инструментов, во второй лирический герой выступает как действующее лицо – бросается на шею своей «деревянной невесте». Звонкие, порой неожиданные рифмы, разностопные стихотворные строки, неповторимая «лесенка» Маяковского – всё это уже есть в этом раннем произведении поэта. Стихотворение в целом представляет собой развёрнутую метафору, при этом поэтическая речь не лишена резких, грубоватых выражений, которые близки к разговорным или даже просторечным: «издёргалась», «разревелась», «ору», «влип».
Кажется, что автор и не стремится к гладкости слов, но стих его, «весомый, грубый, зримый», поражая своей свежестью, дерзким звучанием, достигает своей цели. Поэт создаёт образы такой силы и выразительности, что не может не привлечь к себе внимание самого широкого круга читателей. Обновлено: Опубликовал(а): Rose2018 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|