|
Действительно ли Печорин - герой своего времени? (Лермонтов М. Ю.)Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» вызвал неоднозначную реакцию современников, среди которых были как восхваляющие произведение, так и разгневанные обидой и непониманием, как такого человека, как Печорин, можно было назвать героем нашего времени. Ответ на критику автор дает в предисловии к роману, но действительно ли мы можем называть Печорина героем своего времени? Для начала следует уточнить значение слова герой в названии романа. Это не совершающий подвиг человек, а, как точно заметил сам Лермонтов, «портрет нашего поколения». Но даже в такой интерпретации слова верность сравнения Печорина с героем вызывает сомнения.
«Офицер, молодой человек лет двадцати пяти», - вот как начинается описание героя. В дальнейшем мы узнаем, что это уставший от жизни молодой дворянин, склонный к психологическому анализу и философским рассуждением. Это развило его ум, но высушило душу, он стал скептиком, не способным к безрассудной любви и сожалениям. В действии Печорин смел, решителен, в нем просыпается «сила духа и могущество воли», но в бездействии он совершенно беспомощен и даже жалок. Это ли не типичный представитель своего времени «с его озлобленным умом, кипящем в действии пустом»? И да, и нет. Двойственность в какой-то мере демонической натуры Печорина (чего стоят одни его глаза с их фосфорическим блеском, которые никогда не смеются) не позволяет дать однозначного ответа. С одной стороны его психологический портрет свидетельствует об усталости и холодности, об нерастраченных силах, свойственных его поколению. Но с другой стороны, стоит мыслям Печорина ухватить дух авантюризма, он сразу преображается и, словно расправляя плечи, становится выше себя и окружающих на целую голову. Что же думает о себе сам герой? В повести «Фаталист» Печорин приходит к выводу, что и он, и всё его поколение «…жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, … мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность». Но тут стоит вспомнить точное замечание В. Белинского: «Он ещё не знает самого себя». Действительно, Печорин, не найдя цели, уже ставит крест на себе и своей судьбе, он досадует на свое бремя «бессмысленной жизни», но готов принять его с распростертыми объятиями. Он прекрасно знает все свои изъяны и пороки, но не видит смысла борьбы с ними. Он эгоист, который презирает и ненавидит себя за свой эгоизм. Он - герой, не способный на подвиг, а потому совершающий злодеяния. В своем произведении М.Ю. Лермонтов совершил поражающее глубиной исследование психологического портрета человека. Этот портрет, «составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии» получился столь сложным и неоднозначным, что его с трудом можно назвать отражением целого поколения. Он скорее один из множества героев одной большой книги, где нет главных и второстепенных ролей, где каждый по-своему уникален и в то же время вышел из-под одного пера с остальными. Но какой бы он ни был, Печорин всё же герой, герой своего времени. Обновлено: Опубликовал(а): Тори Внимание! Спасибо за внимание.
|
|