Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Биография Вазов Иван Минчев

|| Далее

Имя классика болгарской литературы Ивана Вазова широко известно в нашей стране. Только за годы Советской власти его произведения выходили свыше 50 раз на 18 языках народов СССР большими тиражами. А первое знакомство с его творчеством произошло сто лет назад, когда в киевском « Славянском ежегоднике» за 1884 год были опубликованы стихотворение «Россия» и воспоминания писателя об Апрельском восстании 1876 года — «Недавнее». Этот мемуарный очерк, 'значительный сам по себе, является своеобразным эскизом к знаменитому роману И. Вазова «Под игом». Несомненно, читателю будет весьма интересно познакомиться как с зарисовками подлинных событий 1876 года на страницах «Недавнего», так и с отражением их в романе «Под игом» — крупнейшем произведении писателя, вошедшем в мировую литературу.

Иван Минчов Вазов родился 9 июля 1850 года в прибалканском городке Сопоте в семье торговца.

Истоки его одаренности уходят в глубину родословной. Своей фамилией он обязан ораторским способностям деда по отцу, получившему прозвище Вазыт от турецкого—«красно говорю». Художественно одаренным человеком была и мать писателя—живая, остроумная женщина, оставившая после себя воспоминания, литературные достоинства которых современники ставили высоко.

Начальное образование И. Вазов получил в местной школе, затем учился и работал помощником учителя в соседнем городе Калофере, а в 1868 году поступил в 4-й класс Пловдивской гимназии, в которой проучился один год. На этом его систематическое образование обрывается.

Отец надеялся увидеть в нем продолжателя своего дела и стал приобщать сына к торговле. Но сам наследник чувствовал свое призвание в другом. Еще в начальной школе в нем пробудился живой интерес к литературе, особенно к поэзии. Он с увлечением читает книги французских романтиков В. Гюго и Э. Сю, восхищается стихами Беранже и Ламартина. А русская литература, по его собственному признанию, открыла ему «целый новый мир». А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Лермонтов, Н. Некрасов, Л. Толстой и другие были его вдохновителями и учителями. Определенное влияние имела на него поэзия украинского поэта Т. Шевченко. Но никакие влияния, даже самые благотворные, не сделали бы его великим национальным писателем, если бы он не был кровно связан с жизнью и культурой своего народа и судьбой многострадальной родины.

В твоем же унижении

И в горестях твоих

Я черпал вдохновение

Для песен всех моих,

— скажет он, обращаясь к Болгарии, в одном из своих стихотворений. Живым источником его творчества служили болгарские народные песни и предания, произведения зачинателей отечественной литературы — поэтов П. Славейкова, Г. Раковского, Д. Чинтулова, прозаиков В. Друмева и Л. Каравелова.

С четырнадцати лет И. Вазов начал писать собственные стихи, которые в порыве вдохновения записывал где придется, часто прямо на торговых бумагах отца. Чтобы отвлечь сына от таких бесплодных, по его мнению, занятий, отец отправил его в Румынию к своему брату—владельцу торгового склада с надеждой, что в новой обстановке интерес к коммерции у сына все же проявится.

Эта первая поездка в Румынию (1870—1872) имела важное значение в творческой биографии И. Вазова. В то время на румынской земле собирала силы болгарская революционная эмиграция. Незадолго до приезда И. Вазова там был создан Центральный революционньм комитет во главе с выдающимися деятелями болгарского освободительного движения Василом Левским и Любеном Каравеловым. Начали выходить и нелегально распространяться в Болгарии газеты с яркой революционной публицистикой Л. Каравелова и X. Ботева. И нет ничего удивительного, что И. Вазов вскоре уходит от своего дяди-торговца и начинает скитания по городам Румынии в обществе болгарских эмигрантов-бедняков, терпя нужду и лишения вместе с ними.

Прямое участие в общественной и литературной жизни эмиграции укрепляло в нем патриотические и гражданские настроения, а картины человеческих страданий поколебали, по его признанию, даже веру в бога. Не случайно тогда в Румынии им было написано «много стихов в социалистическом духе». Этому способствовало также личное знакомство с вождями революционной эмиграции, и прежде всего с X. Ботевым.

В Румынии И. Вазов опубликовал свои первые стихи, в том числе и знаменитую «Сосну» (1872), которую читатели восприняли как аллегорию бедственной судьбы Болгарии. С этого стихотворения, по существу, и начинается у И. Вазова тема родины, изнывающей под игом.

Еще более решительный поворот от сентиментальных бездумных стихов к гражданской и патриотической лирике явило собой стихотворение «Гусли, настроенные на новый лад», созданное в 1875 году в Сопоте, вскоре после возвращения И. Вазова из Свиленграда, где он работал учителем, но был отстранен от преподавания за разучивание с учениками бунтарских песен, привезенных им из Румынии. К этому времени И. Вазов уже член тайного революционного комитета в родном городе, созданного по инициативе Тодора Каблешкова—сподвижника Васила Левского. Революционные комитеты Сопота и других городов готовили всенародное вооруженное восстание против турецких поработителей, вошедшее в историю под именем Апрельского.

Апрельское восстание уже со времени подготовки к нему определило во многом и жизнь и творчество И. Вазова. Оно стало поистине жгучей темой лучших его произведений от стихов до романа «Под игом». В обстановке растущего воодушевления в канун этого восстания И. Вазов слагает пламенные, зовущие к борьбе стихи, звучащие как набат, — «Мститель», «Знамя», «Панапоришт-ские повстанцы». Последнее стало вскоре своего рода гимном' Апрельского восстания. Оно прозвучит потом и на страницах романа.«Под игом»:

Бой наступает, сердца наши бьются, Вот уже крики врагов раздаются. Встань же, дружина, пред ворогом черным, Больше не будем мы стадом покорным.

Но принять участие в самом восстании И. Вазову не удалось. Под угрозой ареста он вынужден был в апрельские дни 1876 года эмигрировать через Константинополь в Румынию.

Там развернулась его активная общественная и литературная деятельность. Став секретарем Болгарского благотворительного общества, он оказывает помощь соотечественникам, бежавшим от османского террора. В Бухаресте И. Вазов пишет новые патриотические стихи, которые вместе с привезенными из Болгарии составили его первый сборник «Знамя и гусли» (1876). Затем последовал второй—«Страдания Болгарии» (1877), поэтический реквием жертвам Апрельского восстания, в скорби которого не слышно отчаяния, он проникнут верой в близкое освобождение, в помощь, грядущую с севера, что с особой силой выражено в стихотворении «Россия»:

И мы тебя зовем святой, И как сыны тебя мы любим, И ждем тебя мы, как Мессию— Ждем, потому что ты Россия!

Россия, как известно, оправдала эти надежды, и уже через год после апрельской трагедии русские войска вступили на болгарскую землю. А вместе с ними вернулся на родину и Иван Вазов.

Искренняя любовь к России, признательность ее сынам, принесшим Болгарии свободу, восторг и ликование народа нашли свое яркое отражение в третьем сборнике И. Вазова «Избавление» (1878), который завершал, по замыслу автора, эту замечательную поэтическую трилогию.

По возвращении на родину И. Вазов работает сперва письмоводителем у свиштовского губернатора, затем судьей в Северной Болгарии, а с переездом в 1880 году в Пловдив, столицу тогдашней автономной области Восточная Румелия, избирается там секретарем Постоянного комитета областного собрания. На этом поприще он заботится об улучшении жизни народа, расширении демократических прав. Здесь он активно занимается журналистикой, издает журналы «Наука» и «Зора», газету «Народен глас». Пловдивский период был очень плодотворным в творчестве И. Вазова. Он отмечен появлением нескольких сборников стихов, эпических поэм и повестей.

Разочарование в болгарской действительности после Освобождения, где простой человек «опять слеп и опять в рабстве», где царят фальшь, насилие и хищничество пришедшей к власти новой буржуазии, побуждает писателя обратиться к образам болгарского освободительного движения эпохи национального Возрождения, чтобы напомнить о забытых героях и их высоких идеалах. Так рождается «Эпопея забытых» — цикл поэм о выдающихся болгарских деятелях: «Паисии Хилендарском, братьях Миладиновых, Г. Раковском, В. Левском, о вождях Апрельского восстания, героях Шипки.

К этому же периоду относится и первое обращение поэта к прозе, которое также поднимает тему апрельских событий. Это уже упомянутый нами очерк «Недавнее», опубликованный в 1881 году в журнале «Наука».

Осознание необходимости широкого эпического воплощения столь грандиозной темы, как Апрельское восстание, достаточно ясно выражено И. Вазовым уже в очерке «Недавнее»: «Эти немногие дни, в которые блеснул... как блестящий метеор величественный дух целого народа.., находящегося уже пять веков в плену, — составляют эпоху, изображение которой составило бы целую историческую эпопею...»

В очерке мы видим не только зарождение замысла, но и контуры будущей эпопеи—наметки глав «Опьянение народа» и «Пробуждение», беглые наброски некоторых прототипов (русофила М. Бейзаде, Марко Иванова, турецкого шпиона Заманова), отдельные факты и эпизоды, как катание болгарина верхом на турке, которые найдут потом развитие в романе.

Отголоски Апрельского восстания звучат и в повести «Отверженные» (1883), посвященной жизни и борьбе болгарской эмиграции в Румынии.

Дальнейшим шагом на пути к крупному эпическому произведению явилась повесть И. Вазова «Наша родня» (1884), где выведена целая вереница сопотских типов, многие из которых потом оживут на страницах «Под игом». Это сосед Марко Иванова — Иванчо Йота с его пристрастием к ученым словам и букве i, громогласный весельчак поп Ставри, трусоватый фразер г-н Фратю, простодушный турецкий бей, хамелеон Хаджи Смион и даже юродивый Мунчо. И. Вазов с удивительным юмором воссоздает в повести патриархальный мир родного Сопота, в котором развернутся основные действия романа «Под игом».

Этот роман создавался в Одессе, куда Вазов вынужден был эмигрировать в 1887 году в связи с усилением личной диктатуры С. Стамболова и началом репрессий против сторонников сближения с Россией.

Несмотря на дружеский прием, новые контакты с русской литературной общественностью, И. Вазов тяжело переживал разлуку с родиной. «Много скорби... испытал я там по потерянному отечеству, — писал он в предисловии к 5-му изданию романа. — Душа моя постоянно летела к нему. Но вот пришло вдохновение написать этот роман, и я задышал воздухом Болгарии». Но не только тоска по родине и желание увековечить величайший переломный момент в ее истории привели И. Вазова к этому произведению. Романом «Под игом», как и «Эпопеей забытых», он хочет напомнить о великих демократических идеалах борцов за свободу и справедливость: если будем «оплевывать свой идеал, если забудем про кровь и пламя пожаров... это будет позор и преступление», — скажет главный герой романа в его финале, словно обращаясь к тем, кто, подобно С. Стамболову, бывшему участнику освободительного движения, предал демократические идеалы, став проводником антинародной политики.

Источники:

  • Вазов И. Под игом. Пер. с болт. / Сост. и вступ. ст. Н. Симакова; Прим. Н. и К. Державиных. Ил. А. Мелик-Саркисяна.—М.: Правда, 1985. 512 с

  • Аннотация: Роман-эпопея классика болгарской литературы Ивана Вазова (1850—1921)—яркое, волнующее повествование о жизни болгар в буре Апрельского восстания 1876 года, которое своим героизмом и жертвами приблизило освобождение народа от османского ига.

    В приложении дается мемуарный очерк «Недавнее», послуживший Вазову документальной основой для романа.

    Обновлено:
    Опубликовал(а):

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.

    || Далее
    .