|
Московская жизнь в рассказе И. А. Бунина «Чистый понедельник» (Школьные сочинения)Рассказ И. А. Бунина "Чистый понедельник" был написан автором в 1944 году. Несмотря на то, что писатель покинул Россию с приходом к власти большевиков и более 25 лет уже не видел ни самой дореволюционной Москвы, ни того, что могло бы напомнить о ней – город преобразился до неузнаваемости после неоднозначных событий второго десятилетия двадцатого века, - рассказ его полон ярких и точных описаний той удивительной московской жизни, которую Бунин сумел сохранить в памяти. Первые дни знакомства писателя с Москвой оказались полными новых впечатлений не столько из-за созерцания красот, а ещё живости города, сколько из-за встречи с такими известными писателями, как, например, Антон Павлович Чехов. В момент встречи с классиком мировой литературы сам автор "Чистого понедельника" только начинал вхождение в литературную среду. Он, вспоминая, как удивлён был простотой, с которой Чехов говорил с ним, писал: "Я, - тогда ещё юноша, не привыкший к такому тону при первых встречах, - принял эту простоту за холодность" (Летопись жизни и творчества И. А. Бунина, составитель – С. Н. Морозов). До 1902 года (к тому времени Чехов был уже серьёзно болен) Чехов и Бунин регулярно посылают друг другу письма. И потому, вероятно, герои Бунина "постояли возле могил Эртеля, Чехова", посетив Рогожское кладбище. Ещё со многими писателями Бунин встретился в Москве и немало времени он прожил в этом городе. Очень многое связывает писателя с Москвой, и с осознанием этого уже трудно удивляться насыщенности рассказа "Чистый понедельник" подробными описаниями московских оживленных улиц и тихих кладбищ, слабо освещенных жарких кабаков и величественных соборов, таких разных людей. Благодаря построенной на контрастах личности главной героини рассказа легко видеть и эти странные соседства в Москве, городе, где разворачиваются события "Чистого понедельника". Та, поначалу говоря со своим спутником о "новой постановке Художественного театра, о новом рассказе Андреева", затем, "куря и хмелея", приглашала цыган, входивших "нарочито шумно и развязно", развлекать её; в одни дни героиня полностью погружалась в светские радости, а в дни меж ними посещала раскольничьи кладбища, немало помимо того зная о традициях религиозного течения. Сама Москва, что сочетает в себе поражающий воображение храм Христа Спасителя и собор Василия Блаженного, любое упоминание которых сопровождает память о звенящей тишине, присущей этим шедеврам архитектуры, и роскошные рестораны, вечерами и ночами оглушающие музыкой, отражается в девушке. В процессе чтения читателю импонируют обе стороны московской жизни, пусть и такие противоречивые. Ни созданные для мирских удовольствий заведения, ни места, сулящие духовное обогащение, не описываются с использованием средств выразительности, которые имели бы негативную окраску. В "трактире Егорова в Охотном ряду" "купцы запивали огненные блины с зернистой икрой замороженным шампанским" – такие яркие эпитеты в описании еды не так уж и необходимы в конкретном произведении, а при желании автора могут и быть заменены на те, что вызовут у читателя отвращение к еде, к самому месту и людям, которые наслаждаются ей, но Бунин предпочёл осуждению светской забавы её в какой-то степени одобрение. При описании великой княгини во время церковной службы Бунин и вовсе переполняет эпитетами предложение, что, впрочем, не кажется неуместным: "в белом, длинном, тонколикая, в белом обрусе с нашитым на него золотым крестом на лбу, высокая, медленно, истово идущая с опущенными глазами, с большой свечой в руке, великая княгиня". Зная это, а также подсчитывая огромное количество дневниковых записей Бунина с изображениями разносторонней Москвы, можно понять и то, как дороги были писатели её окрестности, и причины этой любви к огромному городу. Москва – это также город, где сплетаются отголоски разных несовместимых культур, и в "Чистом понедельнике" это особенно заметно на примере квартиры героини. В то время как из окна в жилище можно увидеть храм Христа Спасителя, главный храм Москвы, с картины на стене на зашедшего в квартиру смотрит босой Толстой, отлучённый, как известно, от церкви. Вдобавок ко всему в комнате стоит турецкий диван, казалось бы, совершенно лишний. Помимо квартиры девушки подобные необычные сочетания можно найти и в людных местах Москвы. Главный герой видит город "странным", отмечая то, что в ней есть и "итальянские соборы", и "что-то киргизское в остриях башен на кремлёвских стенах". Важное место в изображении Москвы в рассказе занимает пейзаж. Мало какое литературное произведение обходится без описаний природы, а в романтических природные явления зачастую сами являются полноправными участниками событий. Одной из черт романтизма в рассказе является как раз пейзаж, как идеально дополняющий образ Москвы, так и позволяющий более подробно раскрыть характеры героев. К примеру, на кладбище у монастыря галки "похожи на монашенок", а "мирный, солнечный, с инеем на деревьях" день создаёт ощущение умиротворения, присущего такому месту. "Чистый понедельник" – это, безусловно, в первую очередь история несчастной любви, разбитого сердца; искренне любящем мужчине и женщине – загадочной натуре. Однако наряду с повествованием Бунин в этом рассказе передаёт неповторимый, уникальный облик огромного города Москвы, и по сей день восхищающего величием всякого, кто хотя бы раз побывал в нём. Обновлено: Опубликовал(а): Grinheart Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|