|
Вы здесь: Критика24.ру › Рылеева Г. В.
Ода К временщику (Рылеева Г. В.)
Имя Рылеева стало широко известно читателям-современникам с момента появления в печати его оды-сатиры «К временщику» (1820). Напечатанная в популярном журнале «Невский зритель», она произвела огромное впечатление на столичное общество. Все поняли, что сатира направлена против всесильного тогда Аракчеева. Рылеев обрушился на него с такой силой негодования, а ещё больше — презрения, что временщик был морально уничтожен. Автор начинает своё произведение такими словами: Надменный временщик, и подлый и коварный, Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный, Неистовый тиран родной страны своей, Взнесённый в важный сан пронырствами, злодей! Подчёркнутые эпитеты ярко передают ненависть поэта к палачу народа. Рылеев грозит «надменному временщику» неизбежным часом расплаты за все злодеяния по отношению к народу: «Тиран, вострепещи! Родиться может он» (он — народный мститель), и тогда никакой пощады злодею не будет. Поэт мечтает об этом мстителе и говорит: О, как на лире я потщусь того прославить, Отечество моё кто от тебя избавит! Твои дела тебя изобличат народу; Познает он, что ты стеснил его свободу,
Тогда вострепещи, о временщик надменный! За зло и вероломство Тебе свой приговор произнесёт потомство! Аракчеев не мог не узнать в изображённом временщике самого себя, и все ожидали жестокой расправы с поэтом. Однако, пишет один из современников, временщик «постыдился признаться явно, туча пронеслась мимо». Своей сатирой Рылеев показал, какое громадное воздействие на читателей может оказывать поэтическое слово, если оно глубоко искренне и в то же время созвучно настроениям масс. Сатира «К временщику» по своим художественным особенностям близка к классицизму: в ней широко используются приёмы ораторской речи (вопросы, восклицания), словарь насыщен славянизмами-архаизмами («взирать», «потщусь», «вострепещи» и т. д.), наклонность к периодической речи и пр. В давно сложившейся поэтической манере классицистов автор сатиры черпал готовые художественные приёмы, отвечавшие в данном случае высокой настроенности поэта, обличителя-гражданина. Однако в дальнейшем своём творчестве Рылеев ищет новые художественные формы для выражения своих гражданско-патриотических настроений и начинает всё шире пользоваться приёмами романтизма Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|