|
Вы здесь: Критика24.ру › Ахматова Анна
Анализ стихотворения «Песня последней встречи» (Ахматова Анна)Глубокий психологизм – важнейшая особенности лирики Ахматовой. В лаконичной форме она передаёт сложный мир человеческой души. В её поэзии отразилось всё психологическое богатство русского романа девятнадцатого века. Сюжетность – основное свойство лирических миниатюр Ахматовой. Поэтессу волнует тема неразделённой любви. Вся её поэзия – это лирика разрыва. Название раннего стихотворения говорит само за себя – «Песня последней встречи». Это стихотворение о разлуке, о несбывшихся надеждах, о трагедии расставания. Сюжет прост. Лирическая героиня уходит от любимого. Попытаемся разобраться, в чём причина разлуки. Первая строфа передаёт внутреннее состояние героини, а первые две строки построены на антитезе: Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Эпитеты «беспомощно» и «легки» выступают как контекстуальные антонимы. Метафора «холодела» передаёт внутреннее состояние героини, утратившей любовь. В сердце пустота, одиночество, нет огня любви, который согрел бы его, но она ничем не может помочь себе: любовь ушла, её не вернуть, поэтому героиня чувствует себя слабой, беспомощной. Но она приняла решение – бесповоротное, её уже ничто не связывает с тем домом, где она когда-то любила, поэтому шаги её «легки». Внутренняя растерянность героини, смятение души показаны с помощью сильной эмоционально – психологической детали: Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Ахматова избегает называть чувство, передавая его во внешних проявлениях. Художественное пространство стихотворения – ступени дома, из которого героиня уходит. Она хорошо знает этот дом, знает, что «ступеней только три», но ей кажется, что больше. Так вновь показано, что вместе с утратой любви, бесповоротным решением и смятением души героиня теряет чувство пространства и реальности, словно всё происходит во сне, словно она не верит во всё происходящее. Привычный мир рушится на её глазах, она уходит в мрак осенней ночи – в неизвестность. Внутреннее состояние героини переносится на окружающий мир, художественное пространство расширяется: Между клёнами шёпот осенний Попросил: «Со мною умри!..» «Шёпот осенний» - это и шум ветра, и шорох листвы, срывающейся с ветвей. Умирание осенней природы и умирание человеческой души происходят параллельно. Героиня чувствует своё единение с осенней природой и вступает с ней в диалог, они понимают друг друга, единые в трагической судьбе. Диалог – принадлежность прозы. С помощью диалога передаётся внутреннее состояние героини. Она так же, как осенний вечер, обманута «унылой, переменчивой, злой судьбой». Она понимает этот «осенний шёпот», потому что переживает то же самое и поэтому сочувствует осенней природе: ...Милый, милый! И я тоже умру с тобой… Заключительная четвёртая строфа подводит итог любовной драмы: Это песня последней встречи. Героиня словно обращает прощальный взгляд назад. Художественное пространство вмещает в себя «тёмный дом», «спальню», «свечи», которые горели «равнодушно – жёлтым огнём». Дом «тёмный», потому что он лишён яркого света любви. Пусто в доме. Двойной эпитет «равнодушно – жёлтым» говорит не только о пустоте души, утрате ею чувства, но и об измене высокому чувству любви. Жёлтый цвет ассоциируется и с изменой, и с чем-то нездоровым, раздражающим. Причина разлуки одна – любовь ушла и её не вернуть. Стихотворение написано дольником, который имитирует эмоциональную разговорную речь. Звучание стиха напоминает перехваченный дыханием, прерывающийся голос героини, переживающей страшную утрату. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|