|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Новелла Одоевского Привидение (*Общие критические статьи)
И совсем уже двойственный характер носит новелла Одоевского «Привидение», завершающая сборник. Повествовательная техника здесь крайне усложнена. Желание молодой графини, переодевшейся в белое покрывало, «проучить» сына заканчивается для нее трагически. Сбывается проклятие матери, старой графини, и, судя по всему, это и есть развязка. Но, как потом выясняется, — ложная. Молодой человек неожиданно сообщает рассказчику, что «графиня здравствует до сих пор», а приходила в комнату сына не она, но действительно какое-то при видение. Pointe этой мистической трактовки сюжета — в предсказании смерти рассказчику истории, что вскоре и сбывается. Новелла закончена? Вовсе нет! Новый вариант развязки выглядит еще фантастичнее предыдущего. Ибо в рассказ вмешивается начальник канцелярии — и мы тотчас вспоминаем пушкинскую дневниковую запись! Фантасмагория о незадачливом архивариусе, который может сказать о себе: «Я — решенное дел о!» — очень напоминает историю, которую хотел поведать Гоголь в незавершенной комедии «Владимир III степени». Подобно архивариусу, гоголевский чиновник в финале пьесы также становится способным отождествить себя с целью всей своей жизни — орденом Владимира III степени. Это и есть нефантастическая фантастика канцелярской «поэзии», более страшная, нежели самая изощренная мистика! И, наконец, когда читатель, казалось, добирается до этой последней развязки новеллы Одоевского, его подстерегает новая и на этот раз действительно последняя неожиданность: смерть рассказчика истории лукаво отрицается! О чем же тогда новелла? Об исполнении таинственных предначертаний судьбы или о неосторожной игре в сверхъестественное светской избалованной женщины? О влиянии потусторонних сил или же о следствиях необузданного воображения? А может быть, это удачный прием повествователя, ведомого рукой самого Одоевского, спешащего заинтриговать своих слушателей и читателей? Или недоуменная усмешка автора, который при всем своем стремлении к рациональному толкованию мистики — а оно всегда было присуще Одоевскому — так и не нашел окончательного спасения в ratio? На все эти вопросы новелла не дает однозначного ответа. Любое решение, словно бы в насмешку догадливому читателю, немедленно оборачивается еще более непроницаемой тайной, обнаруживая многомерность жизни, ее неисчерпаемость. Так русские новеллисты — кто в большей степени, кто в меньшей — уходят от столь страшившей Одоевского односторонности мышления. Источники:
Аннотация: В сборник входят новеллы В. Жуковского, К. Батюшкова, А. Бестужева, Н. Нарежного, О, Сомова, В. Панаева, О. Сенковского, А. Вельтмана, А. Шаховского, В. Одоевского и других русских писателей того времени. Новеллы, как правило, построены на изображении житейских и любовных перипетий, они остросюжетны и представляют собой занимательное чтение. Обновлено: Опубликовал(а): Юрий Внимание! Спасибо за внимание.
|
|