Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Сатира и Эллегия в произведениях ХХ века (ЕГЭ по литературе)

В ХХ веке произошли большие изменения в русской литературе, особенно в лирике. Появилось очень много различных направлений, отличающихся способами передачи и изображения мыслей в строках своих произведений. Самое большое изменение претерпела форма стихотворного произведения: ритм, композиция, рифма и многое другое. Например, в некоторых стихотворениях можно просмотреть черты двух различных жанров - сатиры (обличение и высмеивание явлений общественной жизни при помощи различных комических приемов) и элегии (жалобное, скорбное стихотворение о безответной любви, размышление о смерти, о мимолетности жизни, грустные воспоминания о прошедшем и т.п.).

Одним из таких произведений является стихотворение Роберта Рождественского "Монолог женщины". Лирический герой - девушка, ждущая мужчину. В её монологе просматриваются черты элегии (размышления о тяжелой жизни женщины в этом мире) и сатиры (высмеивание самой себя, своей наивности и глупости, которые заставили её прийти на свидание раньше назначенного времени). Соединение этих жанров помогает поэту в полной мере передать настроение героини и своё отношение к проблеме женщин того времени.

В Стихотворении сочетаются самоирония:

Дура! Сделала прическу, влезла в новое пальто,

Торопилась, как девчонка! Прибежала! Дальше что?

и лирические размышления о "современной женщине":

Современная женщина, современная женщина!

Суетою замотана, но, как прежде божественна!

Пусть немного усталая, но, как прежде, прекрасная!

До конца непонятная, никому не подвластная!

Но элегия может быть не только о безответной любви. Очень много существует элегий на социально-политическую тему. А сатира вообще во многом направлена на эту тему. Поэтому в стихотворении Александра Дольского "Московская элегия" эти два жанра смогли соединиться. Автор высмеивает современную ему московской жизнь и власть:

Там, где козыри сольной колоды,

возлюбивши и власть и братву,

растеряв благородство породы,

унижают былую Москву,

где за Правду боровшимся люто,

и к Свободе имеющим страсть

рот правдивый забила валюта,

совесть выпила пьяная власть.

Лирический герой страдает, обращается к народу всей России, который молчит:

И молчит на просторах России

равнодушный к Свободе народ.

Стихотворение опубликовано в 1999 году, на рубеже веков, в тяжелые для постсоветской России времена, когда приближенные к власти наживали себе состояния, а обманутый народ молчал и не знал что делать. Поэтому в этом стихотворении слились два жанра: элегия, страдание за будущее народ и России и сатира на государственную власть, коррупцию и равнодушие народа к свободе.

Социально-политическая тема всегда была важной в русской литературе. Владимир Маяковский очень много своих произведений посвятил России и её народу. Боль за будущее страны (элегия), описана в сатирической форме:

Я, выколачивающий из строчек штаны, -

конечно, как начинающий, не очень часто,

я еще и российский гражданин,

беззаветно чтущий и чиновника и участок.

Прихожу и выплакиваю все мои просьбы,

приникши щекою к светлому кителю.

Поэт призывает народ отдать всё своё имущество взяточникам:

Взломайте шкапы, сундуки и ларчики,

берите деньги и драгоценности мамашины,

чтоб последний мальчонка в потненьком кулачике

зажал сбереженный рубль бумажный.

Костюмы соберите. Чтоб не было рваных.

Мамаша! Вытряхивайтесь из шубы беличьей!

У старых брюк обшарьте карманы-

в карманах копеек на сорок мелочи.

Лирический герой с издевкой просит чиновников отобрать у народа все, но сразу, нажиться и больше никогда не брать. Элегия проявляется в отношении автора к взяточникам, в борьбе за лучшее будущее народа и страны.

Можно заметить схожесть стихотворений Маяковского и Дольского. Не смотря на разные временные и политические положения (Россия в послереволюционное, советское время у Маяковского и постсоветская Россия у Дольского), в стране остались те же проблемы, богатство и взяточничество власти и бедность народа. И поэты, страдая, высмеивают пороки общества.

Таким образом, два различных жанра могут гармонично соединяться в одном произведении, оказывая на читателя воздействие с двух сторон действительности, показывая и душевные переживания лирического героя, и высмеивая пороки.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.