Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Нравственная проблематика рассказа В. М. Шукшина «Охота жить». (Школьные сочинения)

«Нравственность есть Правда» - так называется статья известного русского писателя Василия Макаровича Шукшина. В своих небольших по объёму рассказах автор исследует нравственные проблемы добра и зла, совести и хамства, духовности и бездуховности. Жить по правде – это значит следовать нравственным законам, веками выработанным народом. Чтобы быть настоящим человеком, нужно жить народными радостями и горестями, думать, как народ, потому что народ всегда знает правду. Этот нравственный критерий народной жизни и является основой творчества писателя.

В. М. Шукшин убеждён в том, что главной темой искусства является «необходимость добра». Он исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброту, совестливость.

В рассказе «Охота жить» изображено столкновение двух людей, противоположных во всём: в образе жизни, в отношении к людям, во взглядах на труд, на нравственные ценности.

В начале повествования мы знакомимся со старым охотником Никитичем. Это простой человек, близкий к природе, живущий вдали от городской цивилизации, в глухой тайге. Быт его неприхотлив и скромен, лишён комфорта. Его дом – избушка на взгорке «в одно оконце» и тайга, в которой он чувствует себя как дома. Холодной зимой уют создаёт камелёк с разгоревшимися дровами. В морозные вечера Никитичу хорошо думается в одиночестве. На душе у него легко, очевидно, потому, что никогда и никому он не делал зла. Прошлое старика небогато событиями. «С малых лет таскался он по тайге – промышлял», - сообщает о нём автор.

Но вот в избушке появляется незнакомый человек, которого Никитич принимает за отставшего от своей партии геолога. Парень понравился охотнику красивым лицом, прямым и смелым взглядом. Одно насторожило: взгляд какой-то «стылый», которому не хватает доброты и человечности.

Постепенно из беседы героев выясняется, что у них разное отношение к жизни, к людям, разные нравственные ценности. «Охота жить!» - это нравственное правило незнакомого парня. «Жить всем охота», - возражает старик. Парень руководствуется в своих поступках только страстным желанием жить самому, «жить красиво», не считаясь с другими людьми. Охотник признаёт право на жизнь за каждым человеком. Испытывая доверие к Никитичу, молодой человек признаётся, что сбежал из тюрьмы. Старик не одобряет поступка «Коли – профессора», но жалеет молодого человека.

Между героями разгорается спор о добре. Озлобленный на весь мир лагерник убеждён: «Добрых людей нет!» Но старик твёрдо стоит на своём: «Не было бы добрых людей, жись ба давно остановилась. Сожрали бы друг друга или перерезались».

Ситуация обостряется, когда в избушку приходят охотники, один из которых – начальник районной милиции. Парень притворяется спящим, а ночью, захватив ружьё Никитича, уходит. Старик не держит зла на беглеца, но ему обидно, что на добро лагерник отвечает злом. «Последнее ружьишко у старика взять» - это «ни стыда, ни совести» не иметь. Опытный художник, хорошо знающий тайгу, преграждает путь вору. Жалея парня, который без ружья в тайге может погибнуть, он оставляет ему ружьё с уговором, что тот оставит его в деревне у знакомого. За свою доброту старик получает выстрел в спину. Парню так «охота жить», что он решает убрать лишнего свидетеля: «Так лучше, отец. Надёжней».

Добро и зло в рассказе разграничены. Человек из народа Никитич отличается высокой нравственностью, порядочностью, совестливостью, он верит в силу добра, не предполагает, что на добро можно ответить злом. За эту веру в добро старик поплатился жизнью. Лагерник живёт по волчьим законам, не верит в добро. Им руководит животное желание жить. Он не способен понять право другого человека на жизнь.

Рассказ заставляет задуматься над многими нравственными проблемами. Почему зло одерживает победу над добром? Почему в наше время остро ощущается дефицит добра? Что нужно делать, чтобы в мире было больше честности, порядочности? Тревога за будущее страны вызвала к жизни этот рассказ. Он и является доказательством того, что «искусство стремится непременно к добру». Свой долг писатель видел в том, чтобы утверждать высокие нравственные ценности, убеждать людей в необходимости добра.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.