|
Анализ 2-ой главы поэмы Маяковского «Облако в штанах» (Маяковский В. В.)Содержание 1-ой главы поэмы – «крик» «Долой вашу любовь!» Во второй главе повествование логично перетекает в «крик» «Долой ваше искусство!». Трагедию любви переживает поэт, и естественно, что он стремится передать своё отношение к искусству. Вторая часть начинается с решительного заявления героя: Я над всем, что сделано, ставлю «nihil». Категоричность этого суждения напоминает о бескомпромиссном нигилисте Базарове. Герой Тургенева отрицает всё: искусство, любовь, религию, общественный строй. Герой Маяковского отрицает буржуазное искусство, вялое, вымученное, «какое-то варево» «из любвей и соловьёв». Вялость и бесцветность такого «вымороченного» искусства передаётся с помощью метафор: И дико барахтается в тине сердца Глупая вобла воображения. Метафоры Маяковского всегда предметны, конкретны, вещественны, зрелищны. Здесь проявляется его талант художника, ученика училища живописи, ваяния и зодчества. «Выкипяченному» вареву «из любвей и соловьёв» противопоставлена «улица безъязыкая». Эта улица «корчится», потому что ей «нечем кричать и разговаривать». Маяковский – поэт масс, он стремится приблизить искусство к народу. «Безъязыкая улица» - это бедняки, отверженные прежним искусством. Эти люди требуют своего места в искусстве, но прежние средства выразительности бессильны перед этой задачей. Когда же улице дают слово, единственное, что она может произнести, - это фраза «Идёмте жрать!» Сопоставляя искусство и действительность, поэт выбирает второе: Гвоздь у меня в сапоге Кошмарней, чем фантазии у Гёте! Лирический герой провозглашает себя вождём «униженных и оскорблённых». Герой называет себя «крикогубым Заратустрой». В этой характеристике звучит ницшеанский мотив культа «сверхчеловека»: Я, Златоустейший, Чьё каждое слово Душу новородит, Именинит тело. Лирический герой несёт новое слово в мир, как Христос своё учение, и так же не понят толпой: И не было ни одного, Который Не кричал бы: «Распни, Распни его!» Свою роль в грядущей революции герой определяет словом «предтеча»: Где глаз обрывается куцый, Главой голодных орд, В терновом венке революций Грядёт шестнадцатый год. А я у вас предтеча! Я – где боль, везде; На каждой капле слёзовой течи Распял себя на кресте. В конце главы лирический герой выступает в роли «спасителя», он готов пожертвовать собой ради счастья народных масс: Вам я Душу выточу, Растопчу, Чтоб большая! И окровавленную дам, как знамя. Образ души материализуется у Маяковского с помощью метафоры и сравнения. Итак, лирический герой поэмы отрицает прежнее искусство, потому что оно служило лишь избранным и было далеко от жизни. Он стремится создать новое искусство – искусство масс, готов служить народу и жертвовать собой ради революции, несущей людям благо. Вторая глава проникнута евангельскими мотивами. Христос – спаситель, он принёс людям новое учение, которое они не сразу приняли. Лирический герой несёт в массы новое искусство, встречая непонимание. Он прощает обидчикам, ибо они «не ведают, что творят». Люди ему «всего дороже и ближе». Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|