|
Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» (Есенин С. А.)Главное чувство, лежащее в основе поэзии С. Есенина, - любовь. Любовь, сострадание и милосердие ко всему сущему на земле. Художественный мир его стихов необычайно ярок, красочен, звучен. Лирический герой испытывает чувство восторга и наивного детского удивления перед красотой и таинственностью мира. Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» поражает прежде всего необычностью цветовых эпитетов, их яркостью и свежестью. Красный вечер, синь стекла, желтоволосый отрок, зола зелёная из розовой печи, золото травы, дорога белая – семь цветов, с помощью которых поэт творит свой иконостас – картину осеннего вечера. Всё в этой картине поражает покоем, гармонией, умиротворённостью, чувством какого-то благоговения грустной нежности перед мирной деревенской тишиной. Всё в этой картине живёт, движется, мыслит, чувствует, всё одухотворено и очеловечено. Дорога задумалась. С помощью этого олицетворения раскрывается основной мотив лирики Есенина – тоска земли по небу и мечта о воссоединении с ним. Образ избы персонифицирован: Изба – старуха челюстью порога Жуёт пахучий мякиш тишины. Изба в мифологии Есенина соединяет землю и небо. Метафора «Пахучий мякиш тишины» - это синтез трёх человеческих чувств: обоняния, осязания и слуха. Многоцветная картина осеннего вечера дополняется мотивом неопределённости, расплывчатости, неясности мира природы: Кусты рябин туманней глубины. Это сравнение характерно для поэтики Есенина: конкретное сравнивается с отвлечённым. «Мгла» осеннего холода, «хмарь» в хлеву создают ощущение таинственности и загадочности мира. В центральной части стихотворения желтоволосый отрок противопоставлен кому-то «сгинувшему в ночи». В этих двух образах заключена метафора жизни, а также движение есенинского лирического героя от созерцания к странничеству, от жизни к смерти. Глагол «лучит» удивительно точно передаёт внутреннее состояние «желтоволосого отрока». Мы так и видим эти лучистые детские глаза, которые с чистой непосредственностью, восторгом и удивлением созерцают красоту вечера «сквозь синь стекла». Отрок начинает жить, с радостным любопытством вглядываясь в окружающий мир. А кого-то уже нет, он «сгинул в ночь». Ночь – символический образ смерти. Мы узнаём о прошлом этого героя, о его странничестве из инфинитивных предложений: Кому-то пятками уже не мять по рощам Щерблёный лист и золото травы. Картину осеннего вечера в конце стихотворения дополняют звуковые образы – не резкие, а нежные, грустные, приглушённые, протяжные: Тягучий вздох, ныряя звоном тощим, Целует клюв нахохленной совы… И нежно охает ячменная солома, Свисая с губ кивающих коров. Всё в этой картине благостно, кротко, ласково, всё живёт в каком-то любовном чувстве всего друг к другу: зола обнимает печь, вздох целует клюв совы, солома нежно охает, коровы кивают словно в знак согласия, приятия мира. Опоэтизирована крестьянская изба, сам быт русской деревни. Есенин – поэт обладает удивительной способностью: он умеет в простом и обыденном увидеть красоту. Труба, овсяный двор, поветь (помещение под навесом на крестьянском дворе), зола, печь, хлеб, ячменная солома – всё это предметы и реалии крестьянского быта. Они с любовью и нежностью опоэтизированы поэтом, наделены человеческой душой, наполнены какой-то особенной красотой. Пейзажное стихотворение перерастает в философские размышления о красоте мира и краткости жизни. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|