Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» (Есенин С. А.)

Главное чувство, лежащее в основе поэзии С. Есенина, - любовь. Любовь, сострадание и милосердие ко всему сущему на земле. Художественный мир его стихов необычайно ярок, красочен, звучен. Лирический герой испытывает чувство восторга и наивного детского удивления перед красотой и таинственностью мира.

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» поражает прежде всего необычностью цветовых эпитетов, их яркостью и свежестью. Красный вечер, синь стекла, желтоволосый отрок, зола зелёная из розовой печи, золото травы, дорога белая – семь цветов, с помощью которых поэт творит свой иконостас – картину осеннего вечера. Всё в этой картине поражает покоем, гармонией, умиротворённостью, чувством какого-то благоговения грустной нежности перед мирной деревенской тишиной.

Всё в этой картине живёт, движется, мыслит, чувствует, всё одухотворено и очеловечено.

Дорога задумалась. С помощью этого олицетворения раскрывается основной мотив лирики Есенина – тоска земли по небу и мечта о воссоединении с ним.

Образ избы персонифицирован: Изба – старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины.

Изба в мифологии Есенина соединяет землю и небо. Метафора «Пахучий мякиш тишины» - это синтез трёх человеческих чувств: обоняния, осязания и слуха. Многоцветная картина осеннего вечера дополняется мотивом неопределённости, расплывчатости, неясности мира природы:

Кусты рябин туманней глубины.

Это сравнение характерно для поэтики Есенина: конкретное сравнивается с отвлечённым. «Мгла» осеннего холода, «хмарь» в хлеву создают ощущение таинственности и загадочности мира.

В центральной части стихотворения желтоволосый отрок противопоставлен кому-то «сгинувшему в ночи». В этих двух образах заключена метафора жизни, а также движение есенинского лирического героя от созерцания к странничеству, от жизни к смерти. Глагол «лучит» удивительно точно передаёт внутреннее состояние «желтоволосого отрока». Мы так и видим эти лучистые детские глаза, которые с чистой непосредственностью, восторгом и удивлением созерцают красоту вечера «сквозь синь стекла». Отрок начинает жить, с радостным любопытством вглядываясь в окружающий мир. А кого-то уже нет, он «сгинул в ночь». Ночь – символический образ смерти. Мы узнаём о прошлом этого героя, о его странничестве из инфинитивных предложений:

Кому-то пятками уже не мять по рощам

Щерблёный лист и золото травы.

Картину осеннего вечера в конце стихотворения дополняют звуковые образы – не резкие, а нежные, грустные, приглушённые, протяжные:

Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,

Целует клюв нахохленной совы…

И нежно охает ячменная солома,

Свисая с губ кивающих коров.

Всё в этой картине благостно, кротко, ласково, всё живёт в каком-то любовном чувстве всего друг к другу: зола обнимает печь, вздох целует клюв совы, солома нежно охает, коровы кивают словно в знак согласия, приятия мира. Опоэтизирована крестьянская изба, сам быт русской деревни. Есенин – поэт обладает удивительной способностью: он умеет в простом и обыденном увидеть красоту. Труба, овсяный двор, поветь (помещение под навесом на крестьянском дворе), зола, печь, хлеб, ячменная солома – всё это предметы и реалии крестьянского быта. Они с любовью и нежностью опоэтизированы поэтом, наделены человеческой душой, наполнены какой-то особенной красотой.

Пейзажное стихотворение перерастает в философские размышления о красоте мира и краткости жизни.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.