|
Трагедия русской деревни в лирике (Есенин С. А.)«Чувство родины – основное в моём творчестве», - писал Сергей Есенин. Он родился в селе Константинове Рязанской губернии и очень гордился тем, что он – «крестьянский сын». Природа, деревня, сельский быт, фольклор – важнейшие источники его вдохновения. Став городским жителем, поэт продолжал писать о русской деревне. Родина, деревня, Русь в его творчестве являются синонимами. Он навсегда предан уходящей Руси – деревянной, избяной, деревенской. До революции поэт воспевал красоту родного края, передавая своё восхищение неброским среднерусским пейзажем. «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном», - пишет Есенин в своей автобиографии. Он мечтал, что Россия превратится в великую крестьянскую республику – страну хлеба и молока. Но вскоре он понял, что его ожидания не оправдаются. Мечта о построении «мужицкого рая» оказалась утопической. Тема русской деревни в лирике Есенина приобретает трагическое звучание. Весной 1920 года в Константинове он пишет одно-единственное стихотворение «Я последний поэт деревни». Лирический герой этого стихотворения – человек, оставшийся в прошлом. Он не знает другой России, кроме крестьянской, деревенской. Русская деревня гибнет, а он, её последний поэт, заказывает панихиду по дорогому сердцу, но обречённому на исчезновение миру. Поэт создаёт образ прощания с вымирающей деревней. Он совершает обряд богослужения в храме природы. Боль утраты выражена через знак дерева. «Дощатый мост», то есть сложенный из дерева, перекинут из прошлого в будущее «в песнях». Только в них, этих скромных песнях, поэт может сохранить память о былом, о той деревенской Руси, которая исчезает, вымирает, и её уже не вернуть. Образ берёзы – свечи приобретает трагическое звучание. Теперь это не просто метафора, а знак поминальной службы. «За прощальной обедней» деревья кадят листвой. Берёза – «из тёмного воска свеча» скоро «догорит золотистым пламенем». Знак гибели несут и «луны часы деревянные», которые «прохрипят» последний – «двенадцатый час». Кто же виновен в гибели русской деревни? «Железный гость» на родных полях – символ цивилизации, которая вторгается в быт старой Руси и несёт ему гибель. «Чёрная горсть» железного гостя, его «не живые, чужие ладони» как знак смерти противопоставлены живому, «телесному воску свечи» - берёзы. Образ ветра, справляющего «панихидный пляс», завершает картину умирания старой деревни. В этом же, 1920 году, поэт создаёт небольшую поэму с символическим названием «Сорокоуст» - так в православной церкви называется сорокадневная молитва по умершему. В поэме противопоставлен паровоз и «красногривый жеребёнок», пытающийся догнать его. «Скверный гость» поезд бежит, «железной ноздрёй храпя», «на лапах чугунных». Это символ городской цивилизации, наступающей на деревню. В нём подчёркивается неживое, бесчувственное начало. Лирический герой сочувствует жеребёнку с тонкими ногами: Милый, милый, смешной дуралей, Но куда он, куда он гонится? Неужель он не знает, что живых коней Победила стальная конница? Таким образом, 1920 год стал переломным в творчестве Есенина. В его лирике появился конфликт «Русь Советская» - «Русь уходящая». А поэт оказался «в узком промежутке». Он остался в прошлом, хочет, но не может смириться с настоящим. В поэме «Возвращение на родину», написанной в 1924 году, лирический герой посещает Ту сельщину, Где жил мальчишкой… Всё здесь свидетельствует о тех изменениях, которые произошли в «бедном, неприглядном быте»: и «колокольня без креста», и «кладбище с подгнившими крестами», и старый дед, который ходит теперь украдкой молиться в лес. Новую жизнь только приняли юные сёстры героя. «Календарный Ленин», «пузатый «Капитал» - всё это детали нового быта, который не приняли ни мать, ни дед героя. Поэма наполнена ностальгическими мотивами по прошлому. Таким образом, Есенин тяжело переживал «эпоху умервщления личности как живого» и называл себя «последним поэтом» Руси уходящей. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание.
|
|