|
Вы здесь: Критика24.ру › Достоевский Ф. М.
Анализ ключевого эпизода из шестой части романа «Преступление и наказание»: признание Раскольникова: кризис идей и нравственный перелом (Достоевский Ф. М.)В романе «Преступление и наказание» Достоевский создает глубокий социально-психологический портрет эпохи, где переплетаются острые общественные конфликты и мучительные духовные поиски личности. Центральный герой, Родион Раскольников, становится жертвой не только внешних обстоятельств, но и собственных философских заблуждений. Его преступление обусловлено сложным взаимодействием факторов: бедностью, протестом против несправедливости и увлечением опасными теориями о «праве сильного». Однако главная трагедия разворачивается в его сознании — это борьба между разрушительными идеями и пробуждающейся совестью. Раскольников легко отвергает откровенно корыстную мораль Лужина и поверхностный социализм Лебезятникова, но оказывается в ловушке между двумя полярными мировоззрениями: циничным вседозволенностью Свидригайлова и жертвенной христианской любовью Сони. Именно этот внутренний конфликт становится для него самым мучительным. Идеи Свидригайлова, вдохновленные ницшеанской концепцией превосходства сильной личности, привлекают Раскольникова, но его отталкивает аморальность этого персонажа. Взгляды Сони одновременно восхищают героя и раздражают его проповедью смирения и покорности. В очередной раз перебирая в голове одни и те же вопросы, Родион приходит к Соне. Он говорит ей, что явился за «крестом», готовый к покаянию, но в глубине души признается себе, что хотел «на человека посмотреть». Для него Соня — единственный человек, достойный уважения, в отличие от большинства окружающих, которых он презирает. Раскольников отправляется на Сенную площадь для публичного признания, как советовала Соня, но к этому решению он приходит неожиданно даже для себя. Невыносимая тоска и тревога внезапно переполняют его, и он падает на колени, целуя грязную землю «с наслаждением и счастьем». Однако окружающие лишь смеются над ним, приняв за пьяного. Непонимание толпы лишает его возможности покаяться публично. Но, увидев Соню, прячущуюся за домами, он осознает, что «Соня теперь с ним навеки и пойдет за ним хоть на край света». Поднимаясь в полицейскую контору, Раскольников вновь сомневается, боится будущего. Поговорив с Ильей Петровичем о пустяках, он всё ещё колеблется, пока не узнаёт о самоубийстве Свидригайлова. Это известие потрясает его: он понимает, что смерть Свидригайлова — признание поражения его идеологии. В смятении герой выходит во двор и встречает бледную, отчаявшуюся Соню. Её взгляд, полный отчаяния, заставляет его вернуться. Раскольников снова поднимается в контору и, бледный, «с неподвижным взглядом», произносит долгожданное признание в убийстве старухи-процентщицы и Лизаветы. Это момент победы мировоззрения Сони, идеи искупления греха через страдание. Пока ещё нельзя говорить о нравственном воскресении героя — оно произойдёт позже, на каторге. Однако здесь терпит крах бесчеловечная теория Раскольникова, буржуазный индивидуализм Свидригайлова и сама идея «права сильного» на преступление. Эпизод признания отражает гуманистическую позицию Достоевского, разделяющего христианские ценности. Это глубокий психологический анализ душевного состояния героя, его внутренней борьбы. Важную роль играет внутренний монолог Раскольникова, раскрывающий мастерство автора в изображении человеческой психики. Наконец, это закономерный финал романа — не только история преступления, но и повествование о самом страшном наказании: муках совести. Обновлено: Опубликовал(а): Evgenia89 Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|