|
Вы здесь: Критика24.ру › *Общие критические статьи
Повесть Поход викингов Оливье Жан открытие Америки (*Общие критические статьи)
Спроси кого хочешь: «Кто открыл Америку?» — и тебе ответят: «Известно кто — Христофор Колумб». В любом учебнике можно прочесть, что отважный генуэзский мореплаватель отправился в 1492 году на поиски морского пути в Индию и «нечаянно» открыл Новый Свет, который, по недоразумению, был назван Америкой — в честь флорентийского географа Лмериго Веспуччи, кажется и не принимавшего непосредственного участия в поисках земель по ту сторону Атлантического океана. Самому Колумбу и его современникам казалось, что открытые им многочисленные острова и богатейший, обширнейший материк — не что иное, как тропическая Восточная Азия, иначе говоря — окраинные острова и полуострова Старого Света А потом, когда окончательно установили, что Христофору Колумбу посчастливилось открыть новый континент, его имя, озаренное мировой славой, навсегда вошло в историю. Все это давно и всем известно. Но в действительности, как показали новейшие исследования, с именем Колумба связано одно из величайших исторических заблуждений. Конечно, он совершил географический подвиг и достоин своей славы. Однако к берегам Нового Света Колумб направлялся не наугад, а имея под руками более или менее точные карты и лоции, составленные для него безвестными мореходами, побывавшими в Америке еще раньше. Советский ученый Д. Я. Цукерник установил, что первая карта Кубы была создана не моряками Колумба, а их предшественниками. Тот же исследователь, изучая дневник Колумба, записки его сына Фердинанда, участников первой экспедиции Колумба к берегам Америки и другие источники, сделал вывод, что генуэзский мореплаватель заранее знал, что плывет не в Азию и не прокладывает морской путь в Индию. Он уверенно шел Новый Свет! Впрочем, эти поправки, внесенные советским ученым в историю открытия Америки, дела не меняют. Ведь только со времени плаваний Колумба началось массовое переселение европейцев в Новый Свет, было положено начало географическим исследованиям и освоению громадных территорий за океаном, хищническому разграблению природных богатств, порабощению и истреблению индейцев. Так началась в истории Америки новая эпоха — жестокая и кровавая эпоха колониального разбоя. Однако ни сам Колумб, ни его безвестные ближайшие предшественники не были первыми европейцами, проникшими на американские земли. Еще лет за пятьсот до Колумба в Америке появлялись скандинавские викинги. Правда, их редкие поселения были разбросаны не на островах Карибского моря и не на берегах Центральной Америки (так далеко на юг викинги не заплывали), а в северной части континента, на полуострове Лабрадор и пониже — под сороковыми широтами. Скандинавские мореплаватели — первые европейцы, которым принадлежит бесспорная историческая заслуга открытия Нового Света. Но плавания скандинавов в Америку пришлись не ко времени и не могли привести к таким значительным последствиям, как экспедиция Колумба. В скандинавских странах не существовало тогда крепкой государственной власти и богатых купцов, которые могли бы поддержать, как это делалось позднее, инициативу смелых мореходов. Торговые связи между странами в эпоху раннего средневековья были слабы, судоходство развито недостаточно, да и не было еще необходимости в освоении новых земель за океаном. Поэтому попытка викингов колонизовать Северную Америку оказалась всего лишь случайным героическим эпизодом в истории географических открытий. Обстоятельства не позволили скандинавам прочнее закрепиться на этих далеких берегах. Но то, что им удалось совершить на исходе X века, вызывает изумление и сейчас, спустя почти тысячу лет после тех незабываемых событий, о которых рассказывает Жан Оливье. Родина викингов — Норвегия. Суровая природа, скудная почва, высокие горы, бездонные пропасти и глетчеры, отделяющие одну заселенную долину от другой, трудность обработки земли и ограниченность территорий, пригодных для земледелия, — все это заставляло предприимчивых скандинавов искать счастья на стороне. Издавна этот народ связал свои судьбы с морем. Холодное, северное море сделало викингов бесстрашными. В постоянном единоборстве со стихиями природы выживали самые сильные и выносливые. Рослые, крепкие, могучие скандинавы были рыбаками, и купцами, и пиратами. С юных лет привыкли они к опасным плаваниям среди бесчисленных островов и рифов, охраняющих норвежские берега от ярости океана, научились лавировать в излучинах глубоких фьордов, словно вырубленных в отвесных скалах богатырским мечом Одина — бога войны, дарующего победу в битвах. Во всей Европе не было тогда более искусных моряков и кораблестроителей. Их прочные дубовые корабли выдерживали любые штормы и отличались поразительной быстроходностью. Эти вместительные суда с прямыми парусами, узкими обводами, острым килем, рассчитанные на двадцать — тридцать пар весел и несколько десятков человек экипажа, имели спереди мощный волнорез, поверх которого вздымалась голова дракона — высокий загнутый нос в форме буквы S. Объединенные в воинские дружины — «морские короли», так себя называли викинги, — проводили на кораблях большую часть жизни. Суеверные язычники, они упорно сопротивлялись влиянию христианской церкви и долго еще продолжали следовать своим варварским обычаям после того, как в начале XI века христианство стало официальной религией в скандинавских странах. Викинги приносили жертвы богам, одухотворяли силы природы, верили в магию и волшебство, прислушивались к предсказаниям прорицателей. Они презирали смерть и богам своим пророчили гибель. Каждому богу приписывались свои спутники — животные, и душа человека, его двойник, являлась после смерти в зверином облике. Мир викинга был населен «оборотнями», призраками и всевозможными таинственными существами. Мифологические представления древних скандинавов отражают воинские идеалы так называемой эпохи викингов (800 —1050). Верховный бог Один — творец и создатель рода человеческого, бог-воитель, мудрец и судья, покровитель мореплавания и торговли, напоминает племенного вождя — конунга. Жена его Фригг (или Фрейя) — богиня плодородия. Брат Тор — бог-громовержец, вооруженный каменным молотом, покровительствует земледелию и походит на скандинавского бонда (крестьянина), который его и почитает. Дочери Одина и Фрейи, валькирии — воинственные девы, — приводят храбрейших воинов, павших в бою, в чертог мертвых — Валгаллу, где они пируют вместе с богами. Бог Локи, злой и неуживчивый, вносит в мир разрушительное начало. Он стоит между богами и великанами и будет сражаться с богами в последней битве перед концом мира. Кроме великанов, олицетворяющих стихийные, разрушительные силы природы, скандинавская мифология знает еще карликов — троллей, владеющих несметными сокровищами в недрах гор, лесных духов — эльфов, духов огня, воды и т.п. В сказаниях о богах, полнее всего запечатленных в мифологических песнях «Эдды» (так называется сборник старинных песен, составленный в ХII веке), отразились и более древние семейные отношения матриархата, когда во главе рода стояла женщина — мать. Мифологические представления определяли миросозерцание скандинавских викингов, а в прозаических сагах, записанных в ХII — XIII веках, но сложенных двумя столетиями раньше, выражалась их житейская мудрость. Саги рассказывали на посиделках в длинные зимние вечера, и одной саги могло хватить на целую неделю. Чтобы запомнить наизусть несколько пространных саг, нужно было обладать необыкновенной памятью. Таких людей было немного, и они пользовались всеобщим почетом. Герои большинства саг — реально существовавшие лица, которые прославили свой род подвигами в сражениях или в морских походах. Потомкам было лестно сознавать, что к их роду принадлежали такие замечательные люди. Поэтому в каждой саге сначала излагается родословная героя до десятого колена и выше, а потом уже начинается рассказ о его жизни и подвигах. Большое место занимает в любой саге история распрей героя с соперниками, судебных тяжб, кровавых поединков и убийств, порожденных жестокими обычаями родовой мести. В одной из таких саг, «Саге об Эйрике Рыжем», рассказывается об открытии исландскими мореплавателями Гренландии и Северной Америки. Наряду с другими сказаниями эта сага послужила первоисточником, откуда Жан Оливье почерпнул необходимые исторические сведения для повести «Поход викингов». Пускаясь в далекие плавания, скандинавы совершали дерзкие набеги на города и селения, расположенные по морскому побережью и течению больших судоходных рек. Само слово «викинг» первоначально означало морской набег на прибрежное поселение или бухту («вик»). Викинги или, как называли их в других странах, норманны («северные люди») опустошали берега Франции, терроризировали внезапными нападениями жителей Италии и Британских островов, бороздили Средиземное море, добираясь до Константинополя, грабили феодальные замки, сжигали монастыри, завоевывали земли и основывали на них норманские поселения. Дружинные певцы — скальды — прославляли н своих витиеватых песнях удаль и отвагу «морских королей», отнюдь не считая морское разбойничество зазорным промыслом. Норманские водные пути опоясывали всю Центральную, Западную и Южную Европу. Не довольствуясь этим, викинги проходили через русские земли по рекам и суше, до самого Черного Моря, а оттуда — в столицу Византии Константинополь. Этот древнерусский торговый путь — «из варяг в греки» — значительно сокращал расстояние, хотя и был нелегким: между реками тяжелые ладьи приходилось протаскивать волоком. В глубине России, отрезанные от широкого моря, викинги не осмеливались промышлять грабежами и разбоем, предпочитая вести мирную торговлю. Недаром русские называли их варягами (от слова «варяжить» — торговать). В некоторых сагах содержатся упоминания о походах викингов в Древнюю Русь, которая была известна скандинавам под именем Гардарики («Страна городов»). Варяги нередко нанимались на военную службу к русским князьям или к византийскому императору, чтобы вернуться через несколько лет на родину с богатой добычей или сложить буйную голову на чужой земле. Вообще норманны удивительно легко умели приспособляться к любым условиям и перенимали язык, нравы и обычаи более передовых в культурном отношении народов, чьи земли они разоряли и завоевывали (северная часть Франции и поныне называется Нормандией). Одновременно викинги прокладывали морские пути и в северо-западном направлении, постепенно осваивая и заселяя Оркнейские, Гебридские, Шотландские и Фаррерские острова, где еще раньше селились поодиночке или небольшими группами ирландские монахи-отшельники. А еще дальше к западу простирались обширные пустующие земли, которые вскоре также были открыты, исследованы и колонизированы викингами, и эта колонизация имела особенно большое значение для истории скандинавских стран. Началось с того, что норвежский конунг Гаральд Прекрасноволосый после долгой междоусобной войны объединил под своей властью среднюю и северную Норвегию. К 872 году ему удалось сломить сопротивление мелких племенных вождей и установить в стране единодержавие. И вот тогда знатные норманны — ярлы, — не желавшие подчиниться королевской власти, стали покидать Норвегию вместе со своими дружинами, родичами и рабами. Они грузили на корабли свое имущество, скот и даже бревна для постройки домов, чтобы восстановить на новых землях старые порядки. К тому времени была уже открыта Исландия, куда и хлынул основной поток переселенцев. Несколько десятилетий спустя, к 930 году, в Исландии насчитывалось около 25 тысяч жителей. Источники:
Аннотация: Известный французский писатель Жан Оливье обратился к интереснейшей, но малоизвестной странице истории - открытие Америки скандинавскими мореплавателями - викингами в конце X века, за пятьсот лет до Христофора Колумба. Герой предлагаемой читателю дилогии подростком совершает свое путешествие в Америку на корабле Эйрика Рыжего. О приключениях Лейфа и его брата, о жизни индейцев и их взаимоотношениях с викингами, обосновавшимися на берегах новой земли - Винеланда, о самоотверженной любви Дейфа и дочери индейского вождя вы прочтете в этой увлекательной книге. Обновлено: Опубликовал(а): Nikotin Внимание! Спасибо за внимание.
|
|