|
Кто же такой Печорин? По роману «Герой нашего времени» (Лермонтов М. Ю.)Кто же такой Печорин – демон, несущий зло людям или одаренная личность, не находящая своего места в жизни? Противоречивый и сложный характер героя вызвал неоднозначные оценки критиков и литературоведов. В. Г. Белинский, отличая нравственные пороки Печорина, вместе с тем делал акцент на его страданиях, на его неравнодушном, активном отношении к жизни. В. С. Соловьев, русский философ и поэт, осуждал Печорина, а заодно и Лермонтова, не отделяя автора от героя: «… В «Герое нашего времени» окончательное торжество эгоизма над неудачною попыткою любви есть намеренная сила…» Н. В. Шелгунов, литературный критик и общественный деятель, отличал в Печорине силу, смелость и твердость духа. Но сила героя, по его мнению, искалечена, направлена на «пустую борьбу, израсходовалась по мелочам на дела недостойные…» Современные исследователи по-своему пытаются разгадать «тайну» лермонтовского героя: «Лишенный возможности прямого общественного действия, Печорин стремится, тем не менее, противостоять действительности. Несмотря на то, что у него нет ясной цели в жизни; было бы неверным утверждать, что у него вообще нет жизненных целей…». «Беда и вина Печорина в том, что его независимое самосознание, его свободная воля переходят в прямой индивидуализм». (Б.Т.Удоев) «Как сложившийся человек, Печорин остро чувствует собственные слабости и недостатки, но в нем не умирает стремление к высокому, благородному и чистому… Все герои проходят через печоринский анализ, и он никого не щадит, в том числе и самого себя…». Под психологизмом понимают художественное изображение мира персонажей, их мыслей, чувств, переживаний. Психология героев может быть раскрыта с помощью их внутренней речи, образов, жестов, мимики, поведения. Лермонтов чаще всего прибегает к прямой форме изображения внутренней жизни героя и передает эти процессы как внутренние монологи и диалоги психологического самоанализа. У Печорина самоанализ доходит до рефлексии, когда «человек распадается на два человека, из которых один живет, а другой наблюдает за ним и судит о нем…». Интересно, что самооценка Печорина часто не совпадает с тем, что о нем думают и говорят другие люди на основании его поступков. Нередко переживания Печорина помогают понять пейзаж, который, кроме описания места действия, выполняет и психологическую функцию. Некоторые исследователи считают, что роман «Герой нашего времени» - произведение с ярко выраженными чертами романтизма, другие относят роман к реалистическому направлению. Существует мнение, что «Герой нашего времени» представляет собой органический синтез романтизма и реализма. Наиболее ярко романтическое начало проявляются в повестях «Бэла», «Тамань», «Фаталист», реалистичное – в повести «Княжна Мэри». Существенное качество реалистического изображения жизни – создание типичных характеров. Таким характеров в романе является Печорин. Типичность Печорина не следует понимать так «что все современное тогда общество составляли подобные ему». Но характерные черты героя, страдания, стремления, поиски и ошибки были свойственны многим его современникам, несмотря на различия в их индивидуальных судьбах и внутреннем мире. Печорин несет в себе черты современников, той «толпы угрюмой», которую осуждает и которой сочувствует автор. Но вместе с тем герой обладает яркой индивидуальностью, выделяющей его из толпы и делающей его необыкновенным человеком. Очевидно, чем ярче индивидуальность, тем глубже страдания от несовершенства окружающей жизни и собственных недостатков и пороков. Обновлено: Опубликовал(а): blackberries Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|