|
11.2. Есть ли в споре «отцов» и «детей», с вашей точки зрения, победители? Свой ответ аргументируйте (ЕГЭ по литературе)Роман «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева повествует об идейном конфликте старшего и младшего поколения. С помощью противоречивых образов героев автор раскрывает всю сложность и многогранность противостояния, в котором никто из спорящих до конца не прав. Одним из представителей «детей» в романе является Евгений Базаров, который считает себя последователем нигилизма, философии, ставящей под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности и культуры. В начале романа герой предстает как уверенный в правоте и неоспоримости своих взглядов человек. Однако постепенно его мировоззрение меняется, так как И. С. Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью — двумя ситуациями, через которые возможно истинное познание жизни. Первоначальная самоуверенность Евгения исчезает, его внутренние рассуждения становятся всё более сложными и противоречивыми. Убежденность в нерушимости нигилизма слабеет, а перед героем предстает многогранность существования. Всё это ведет к тому, что перед смертью Базаров становится проще и мягче: в диалоге с Одинцовой он обращается к ней с просьбой заботиться о его родителях и произносит метафоричную фразу: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет», через эту реплику автор показывает, что Евгений принял привычку красиво говорить, которую осуждал ранее. Евгению не удается одержать победу, перед смертью он не отрекается от нигилизма, но пересматривает свои взгляды. Таким образом, можно прийти к выводу, что сторона младшего поколения в процессе споров и жизненных испытаний переняла некоторые позиции «отцов» и стала лучше их понимать. Представителем старшего поколения в романе выступает Павел Петрович Кирсанов. Он представитель европеизированного дворянства, англоман, имеющий черты «лишнего человека». На первый взгляд кажется, что Павел Петрович не имеет ничего общего с Базаровым, но И. С. Тургенев, последовательно противопоставляя героев, погружает их в аналогичные обстоятельства: оба страдают от несчастной любви, которая лишает их воли к активной жизни и заставляет оградиться от нее в доме родственников. Также и финал двух судеб близок: духовное одиночество Павла Петровича, его оторванность от близких и родины, которая передается через образ-символ пепельницу в форме лаптя, оказываются созвучны описанию могилы Базарова. Важно отметить, что представление о значительной политической роли у Кирсанова-старшего сводится к поездкам в город для участия в выборах, его участие в общественной жизни скорее формально и нерезультативно. Рассуждения Павла Петровича, как правило, абстрактны. Все важные для него понятия он обобщает словом «принсипы», не раскрывая, в чем они заключаются. Данные факторы помогают прийти к выводу о том, что «отцы» тоже не становятся победителями идейного конфликта, так как оказываются неспособными правильным образом отстоять свою точку зрения и оказываются похожими на представителей младшего поколения. Таким образом, в споре «отцов» и «детей» победителей нет. И. С. Тургенев обличает пороки двух сторон, отмечая противоречивость взглядов их представителей, так как, с его точки зрения, никто из спорящих до конца не прав. Обновлено: Опубликовал(а): Лероя Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|