|
Насколько сочувствие к Акакию Акакиевичу Башмачкину, перевешивает сатирическое изображение окружающего его общества? Повесть Н. В. Гоголь «Шинель» (ЕГЭ по литературе)Повесть Николая Васильевича Гоголя "Шинель" — произведение, вызывающее неоднозначные толкования. Вопрос о гуманизме звучания этой повести — это вопрос о том, насколько сочувствие к главному герою, Акакию Акакиевичу Башмачкину, перевешивает сатирическое изображение окружающего его общества. Можно ли видеть в ней не только обвинение общественных пороков, но и проникновенное сочувствие к униженному и оскорблённому человеку? Ответ на этот вопрос многогранен и требует тщательного анализа текста. Прежде всего, нельзя не заметить глубокое сочувствие Гоголя к Акакию Акакиевичу. Описание его жизни, его скромных радостей и глубоких страданий пропитано неподдельной сострадательностью. Это не сатирическое преувеличение, а реалистичное изображение маленького человека, потерянного в большом и бездушном мире. Гоголь подробно рисует его внешность, его одежду, его манеры, делая его образ не карикатурным, а живым и правдивым. Эта подробность, это внимание к мелочам — это не сатира, а глубокое сочувствие к герою. Важно отметить, что Акакий Акакиевич не просто жертва обстоятельств, он — носитель определенных человеческих качеств, заслуживающих уважения. Его усердие, его преданность работе, его скромность, хотя и доведены до абсурда, вызывают сочувствие и понимание. Герой не вызывает презрения или отвращения, как это может быть в случае сатирического изображения. Наоборот, он вызывает сожаление и желание защитить его от несправедливости. Однако, сатирическое направление повести также нельзя игнорировать. Гоголь с беспощадной точностью показывает бездушие и равнодушие окружающего общества, его жестокость и презрение к «маленькому человеку». Чиновники, коллеги Акакия Акакиевича — это живые иллюстрации бездушия и карьеризма. Их поведение вызывает не только смех, но и чувство гневного неприятия. Гоголь использует сатиру для обличения общественных пороков, и эту строну нельзя минусовать, она является важной частью произведения. Но сатира в "Шинели" не самоцель. Она служит для подчеркивания трагедии Акакия Акакиевича, его беззащитности перед жестокостью мира. Смерть героя, его унижение и оскорбление — это не просто сатирическое преувеличение, это трагедия человека, потерявшего все. Гибель Акакия Акакиевича — это символ гибели души под давлением бездушного общества, что подчеркивает горький гуманизм повести. Можно привести в пример другие произведения Гоголя, в которых гуманизм проявляется иначе. Например, в "Мертвых душах" сатира направлена на обличение общественных пороков и осуждение чиновничества, но также есть и глубокое сочувствие к образу Чичикова, хотя и не настолько выраженное, как в случае с Акакием Акакиевичем. Таким образом, гуманизм в "Шинели" проявляется в сложном переплетении сатиры и сочувствия. Гоголь не просто высмеивает общественные пороки, он показывает трагедию человека, подавленного бездушным обществом. Сострадание к Акакию Акакиевичу и его печальной судьбе — важная часть повести, но оно не отменяет сатирического направления. Напротив, сатира усиливает трагизм ситуации, подчеркивая беззащитность "маленького человека". Поэтому гуманизм в повести — это гуманизм горький, пронизанный чувством глубокой печали и сожаления. Он призывает к сочувствию, к пониманию страданий других людей, к борьбе против бездушия и несправедливости. И это заставляет читателя не только смеяться, но и плакать. Обновлено: Опубликовал(а): Амина Жуманиязова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|