Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Трагедия и достоинство: «маленький человек» в поэзии А. С. Пушкина (Пушкин А. С.)

Тема «маленького человека» — одна из самых значимых и пронзительных в русской литературе XIX века. Александр Сергеевич Пушкин, хотя и не посвятил ей целых романов, как Гоголь или Достоевский, затронул её в своих произведениях, создавая яркие и запоминающиеся образы людей, униженных и оскорблённых, но при этом обладающих внутренней силой и достоинством. Пушкинская трактовка этой темы отличается от более поздних, фокусируясь не столько на социальном протесте, сколько на глубоком психологическом анализе, на раскрытии трагедии одиночества и потери веры в человечность.

В ранней лирике Пушкина тема "маленького человека" проявляется, прежде всего, в образе лирического героя, который чувствует свою отчужденность от окружающего мира, свою незащищенность перед силами судьбы.

В стихотворении "Я помню чудное мгновенье…" (1825) мы не видим прямого изображения "маленького человека" в социальном смысле, но лирический герой, вспоминая о своей любви, ощущает себя маленьким и незаметным перед величием чувства, которое его переполняет. Это не социальное унижение, а ощущение собственной незначительности перед силой любви — своеобразный "маленький человек" перед грандиозностью собственных переживаний. Образ "чудного мгновенья" наполнен гиперболой, преувеличением силы чувства, что подчёркивает хрупкость и мимолетность счастья лирического героя.

В стихотворении "Демон" (1823) образы демона и ангела переплетаются с переживаниями лирического героя. Герой не является "маленьким человеком" в социальном плане, однако он ощущает себя бессильным перед могуществом мистических сил, перед неразрешимостью внутренних конфликтов. Его чувства — страдание, тоска, безнадёжность — близки к переживаниям "маленького человека", лишенного силы изменить свою судьбу, сдающегося перед мощью мистических сил. Здесь ключевая роль отводится приёму антитезы — противопоставлению демонов и ангелов, символизирующих борьбу внутри души лирического героя.

Ещё один пример — стихотворение "Зимнее утро" (1829). Вроде бы, простое описание зимы, полное свежих красок и жизнерадостности. Однако, и здесь можно увидеть особую тонкую струну одиночества. Лирический герой, наслаждаясь красотой зимнего утра, не забывает и о своем состоянии, он один. Красота природы подчеркивает его одиночество, его "маленькость" перед безграничной расстоянии природы. Этот образ подчеркивается с помощью эпитетов ("яркое", "прекрасное"), метафор ("ковры снега") и сравнений.

Однако, у Пушкина "маленький человек" не всегда — это жертва обстоятельств. В его произведениях часто можно увидеть некую внутреннюю силу, стойкость духа, даже некий пафос достоинства. Образы "маленьких людей" у Пушкина не всегда унижены и оскорблены, они не всегда полностью лишены надежды и веры.

В прозе Пушкина тема "маленького человека" также присутствует, хотя и не так ярко, как у поздних писателей. Например, в "Повестях Белкина" можно увидеть зачатки этого образа в героях, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, сталкивающихся с несправедливостью и одиночеством. Пушкин часто показывает их внутренний мир, их душевные терзания, их надежды и разочарования.

Пушкин, в отличие от писателей последующих поколений, не делает акцент на социальном протесте. Его внимание сосредоточено на психологическом аспекте, на внутреннем мире "маленького человека", на его переживаниях, его одиночестве и его надеждах. Художественные средства, которые он использует, — это преимущественно лирические отступления, яркие эпитеты, точно подмеченные детали, помогающие передать внутреннее состояние героев.

В заключение, можно сказать, что тема "маленького человека" в поэзии Пушкина — это не просто социальный портрет, а глубокое психологическое исследование, сосредоточенное на внутреннем мире человека, его одиночестве, его надеждах и разочарованиях. Пушкин показывает как герой переживает свою "маленькость", находя в ней и силу, и трагедию, и определенное достоинство. Это подчеркивается точным использованием художественных средств, создающих яркие и запоминающиеся образы.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.