|
Какие произведения становятся классическими? Аргумент А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (Итоговое сочинение (декабрьское))Говорят, что на все вопросы, возникающие у человека в жизни, можно найти ответы в русской классике. Тогда надо понять, какие произведения называют классическими. Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» классическим произведением называет то, «которое выдержало испытание временем» (письмо 22). На память приходят имена Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Грибоедова, Толстого и Достоевского, книги которых не теряют актуальности и в наши дни. Темы и проблемы, затронутые в них, близки и понятны нам. Взаимоотношения отцов и детей, понимание добра и зла, поиски смысла жизни, темы любви и дружбы, вопросы чести и человеческого достоинства — все эти «вечные темы» волнуют читателя, заставляют думать и переживать, несмотря на «почтенный возраст» многих произведений.
Ещё одна «вечная проблема» в произведении — проблема предательства, бесчестия. Швабрин — офицер, «выписанный из гвардии за поединок», «был очень неглуп». Сначала он составлял приятную компанию Петру Андреевичу, но по мере того, как тот знакомился с обитателями Белогорской крепости, шутки и колкие замечания Швабрина о семье коменданта становились Гринёву более неприятными. Далее Пушкин описывает ряд поступков Швабрина, характеризующих его как человека без чести и совести: клевету на Марью Ивановну; удар исподтишка на дуэли и ранение Гринёва; письмо Андрею Петровичу о неблаговидном поведении его сына. Присягая Пугачёву и служа ему в роли коменданта крепости, Швабрин выступает в роли предателя. Читатель, конечно, задается вопросом, что заставляет дворянина «хорошей фамилии», гвардейского офицера, образованного и остроумного человека распускать гнусные сплетни о людях, писать доносы, изменять присяге… Преследуя корыстные интересы, он нарушает все возможные нравственные законы. О достоинствах последнего романа Пушкина высказывались как критики, так и писатели, отмечая его необыкновенную простоту при глубине содержания. «Видана ли была где такая прелесть! — писал Гоголь. — Сравнительно с «Капитанскою дочкою» все наши романы и повести кажутся приторною размазнею». Ещё об одной особенности классического романа Пушкина хочется сказать: темы и образы романа нашли своё продолжение в русской литературе 19 и 20 века. Капитан Миронов — родоначальник Максима Максимыча (Лермонтов «Герой нашего времени») и капитана Тушина (Толстой «Война и мир»); частная жизнь семей Ростовых и Болконских на фоне исторических событий повторяет частную жизнь Гринёвых и Мироновых; черты личности Петра Гринёва в чём-то переймут Андрей Болконский и Пьер Безухов, а характер Василисы Егоровны найдет свое отражение в образах Матрены Тимофеевны (Некрасов «Кому на Руси жить хорошо») и Матрёны Васильевны (Солженицын «Матрёнин двор»). Эти переклички образов и тем можно продолжать дальше. Этими словами Д. С. Лихачёва хотела бы я закончить свои размышления о классических произведениях. Обновлено: Опубликовал(а): Наталья Алексеевна Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|