|
Смех сквозь слёзы: комичность образов в комедии «Недоросль» (Фонвизин Д. И.)Комедия Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль", написанная в 1782 году, является одним из ярчайших произведений русской литературы XVIII века. В ней автор с сатирическим остроумием высмеивает пороки дворянского общества, его невежество, бесчеловечность и отсутствие нравственных принципов. В центре комедии — образ "недоросля", Митрофанушки Простакова, который символизирует ограниченность, эгоизм и невежество своего сословия. Фонвизин создает живую и яркую галерею образов, которые вызывают у читателя не только смех, но и глубокое задумчивость о моральном состоянии общества. В своем знаменитом высказывании о "Недоросле" Василий Осипович Ключевский отмечает, что комедия Фонвизина — это не комедия лиц, а комедия положений. "Недоросль" — это комедия не лиц, а положений. Её лица комичны, но не смешны… — говорит Ключевский. Он подчеркивает социальную значимость произведения, указывая на то, что в центре комедии не индивидуальные характеры, а общественные проблемы. Действительно, образы "Недоросля" созданы Фонвизиным не как просто смешные и нелепые персонажи, а как типичные представители дворянского общества того времени. Митрофанушка Простаков — это "недоросль", не только в смысле недостатка образования, но и в смысле незрелости нравственной. Он эгоистичен, жестокосерд, бессовестен и полностью лишен любви к людям. В этом образе Фонвизин высмеивает порок "недоросля", который восхваляется и поощряется в дворянской среде. Простакова, мать Митрофанушки, - это яркий образ "дикой барыни", которая отличается своим невежеством, жадностью и беспредельным эгоизмом. Она хочет женить своего сына на Софье, богатой и красивой девушке, только для того, чтобы захватить ее имущество. В образе Простаковой Фонвизин высмеивает пороки дворянского общества, его жадность и бесчеловечность. Он показывает, как любовь к денегам и власти может уничтожить в человеке все лучшее и превратить его в зверя. Стародум, дворянин "старой закваски", является противоположностью Простаковым и Митрофанушке. Он отличается своей мудростью, нравственностью и любовью к людям. "Слава — не в силе, не в богатстве, не в почестях, а в душе..." — эти строки отражают нравственные принципы Стародума. Он презирает невежество и бесчеловечность, он стремится к справедливости и добру. В образе Стародума Фонвизин показывает идеал дворянина, который отличается не только благородством рождения, но и высокими нравственными качествами. Фонвизин использует различные художественные средства, чтобы ярче раскрыть тему "недоросля". Он применяет сатиру, чтобы высмеять пороки дворянского общества. Он использует юмор, чтобы показать нелепость и бессмысленность жизни "недоросля". Он обращается к реализму, чтобы ярче изобразить жизненные условия и проблемы "недоросля". Он применяет гротеск, чтобы усилить комизм образов и подчеркнуть нелепость и бесчеловечность дворянского общества. Фонвизин создает живые и яркие образы, которые вызывают у читателя не только смех, но и глубокое задумчивость о моральном состоянии общества. В "Недоросле" он высмеивает пороки дворянского общества, его невежество, бесчеловечность и отсутствие нравственных принципов. Он показывает, как ненависть к знаниям и любовь к деньгам могут уничтожить в человеке всё лучшее и превратить его в "недоросля". В то же время, Фонвизин не лишает "недоросля" достоинства и силы духа, он показывает, что даже в самых неблагоприятных условиях человек может найти свой путь к справедливости и добру. Таким образом, образы "Недоросля" созданы Фонвизиным не только как смешные и нелепые персонажи, но и как символы морального состояния дворянского общества того времени. Они вызывают смех, но это смех сквозь слёзы, это смех над бесчеловечностью и невежеством, который заставляет задуматься о моральных ценностях и о необходимости изменения общества. Обновлено: Опубликовал(а): Амина Жуманиязова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|