Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




«Маленький человек» в зеркале гоголевской прозы: от трагического до гротескного (ЕГЭ по литературе)

Тема "маленького человека" — одна из главных тем русской литературы XIX века. Она отражает социальные противоречия эпохи, когда на фоне роскоши и блеска дворянства существовала бедная, униженная масса простых людей, лишенных прав и голоса. В произведениях писателей этого периода "маленький человек" предстает не просто как представитель низшего сословия, но и как символ униженных и оскорбленных, чьи жизненные пути отмечены беспросветной бедностью, неволей и оскорблениями от власти.

Николай Васильевич Гоголь, один из ярчайших представителей русского реализма, с особой глубиной и чувствительностью раскрывает тему "маленького человека" в своих произведениях. Он не только описывает судьбы униженных и оскорбленных, но и доказывает их право на достоинство и счастье, придавая их жизненным историям трагическую иронию и гротескную интонацию.

В "Шинели" Гоголь рисует образ Акакия Акакиевича Башмачкина, человека, погруженного в мир своего скудного труда и лишенного жизненных радостей.

"Он был не красив, не высок, не толст, не тонок … но зато в этом месте был у него один замечательный особенный орган - особенная особенность… В этом месте он был как бы рожден для того, чтобы быть переписчиком" — этими строками Гоголь подчеркивает безликость и ограниченность жизни Башмачкина. Он погружен в свой мир механического труда и лишен любых духовных и творческих стремлений. Его жизнь проходит в бедности, и его единственная мечта — новая шинель.

Символом униженного и оскорбленного в "Шинели" становится новая шинель Башмачкина. В ней он находит кратковременное утешение и радость, ощущая себя в ней защищенным и уверенным в себе. Однако эта радость не длится долго. В "Шинели" Гоголь показывает бесчеловечность чиновничьего мира, который отбирает у Башмачкина и шинель, и самое дороже — его достоинство. В эпизоде с отбиранием шинели Гоголь использует гротеск, чтобы подчеркнуть нелепость и жестокость чиновничьей системы. "О не бедняжка, - заговорил он в душе, - где теперь твоя шинель? В кого ты ей перешла?" — эти строки звучат как горькая ирония над беззащитностью "маленького человека", который оказался жертвой бездушного и жестокого общества.

В "Носе" Гоголь рисует образ коллежского асессора Ковалева, чьей жизнью и судьбой владеет абсурд и бессмысленность. "Нос, то есть нос, действительно нос, не мог быть никем другим, кроме носа … Но в то же время, чтобы это разрешить, нужно было знать, что нос у него определенно был, а не что другое, как еще доказывали тогда многие, не что иное, как… но об этом ни слова не скажем, потому что вся история есть история носа" — эти строки отражают абсурд и бессмысленность жизни Ковалева. Его нос ушел от него, и это событие не может быть объяснено логикой и рациональностью. Гоголь использует гротеск, чтобы высмеять глупость и бездушие общества, которое осуждает Ковалева за "утрату" носа, не задумываясь о причинах этого случая.

В "Записки сумасшедшего" Гоголь показывает образ "маленького человека" с иной точки зрения. Повествование ведется от лица Поприщина, мелкого чиновника, который постепенно сходит с ума. "Как же можно быть таким глупым? … Я сам знаю, что я сошел с ума, но что же делать? … Я — король, я — император… я — солнце … я — всемогущий…" — эти строки отражают ужас и безысходность душевного состояния Поприщина. Он понимает свою болезнь, но не может убежать от неё. Гоголь использует гротеск и юмор, чтобы высмеять глупость и жестокость мира, который привел Поприщина к такому состоянию. Он показывает, как "маленький человек", лишенный внимания и уважения, может потерять рассудок в непримиримом противостоянии с "большим" миром.

В своих произведениях Гоголь использует различные художественные средства, чтобы ярче раскрыть тему "маленького человека". Он применяет гротеск, преувеличивая нелепость и бессмысленность жизненных ситуаций, в которых оказываются "маленькие люди". Он использует сатиру и юмор, чтобы высмеять глупость и жестокость мира, который окружает "маленького человека". Он обращается к нестандартным повествовательным приемам, используя ироничный и гротескный стиль, чтобы донести до читателя глубину трагедии "маленького человека".

Гоголь не просто описывает жизнь "маленьких людей", он раскрывает их духовный мир, их мечты и ожидания. Он показывает, как непримиримое противостояние "маленького человека" с "большим" миром приводит к трагическим последствиям — безысходности, отчаянию и душевному разрушению. Но в то же время, Гоголь не лишает "маленького человека" достоинства и силы духа, используя гротеск и юмор, чтобы показать их непримиримость и желание жить с достоинством. В произведениях Гоголя "маленький человек" не просто жертва несправедливой системы, он символ человеческого достоинства и непоколебимой веры в справедливость мира.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском