|
Авторские стратегии в повести Горенштейна «Последнее лето на Волге» (Литература XX века)В повести Ф. Н. Горенштейна «Последнее лето на Волге» ослаблена внешняя событийная линия. Основное действие начинается после полудня и завершается вечером. Рассказчик подъезжает к незнакомому городку, чтобы пересесть с небольшого пароходика на современное судно и двигаться дальше вниз по реке. Из-за непогоды приход плавучего отеля задерживается, мужчина от скуки слоняется по окрестностям.
Отказ от последовательного неуклонного развития событий детерминирует отбор средств художественной выразительности, их тонкую нюансировку. Структурирующим принципом в «Последнем лете...» является антитеза, запечатлевающая контрастность деталей пейзажа, портретов, характеров, психологических состояний. В день, когда происходят события «Последнего лета...», погода неустойчивая; соответственно, описания природы в повести весьма динамичны. Чередование картин делает не богатое на события повествование подвижнее.
Рассуждая о сложности человеческой натуры, констатирует: «Постоянная тьма тяжела и принадлежащей нам душе, и не принадлежащему нам сердцу. <…> После света нужна тьма, после тьмы — свет». Сходную функцию выполняют сочетания несочетаемых деталей в портретах, бытовых зарисовках и проч. Визави повествователя в питейном заведении — человек с маленьким лицом и огромными руками, «не просто большими, а огромными, богатырскими, как у Ильи Муромца». Следует особо отметить пространственные оппозиции «верх-низ» и «снаружи — внутри», играющие в повести концептуальную роль. Приезд повествователя знаменует тяжелый подъем, который нужно совершить, чтобы добраться с пристани до зала ожидания. Персонажи «Последнего лета…» выстроены в ряд двойников-антиподов. Главный герой сравнивает себя с встречными. Люди, встречаемые повествователем в городке, имеют общие черты: «Открытые части тела здесь у многих красные — руки, лица, затылки. Это от ветра и водки». Инаковость повествователя особенно явно проявляется в сцене возле бани. Заплутавший путешественник встречает старушку, несущую мороженую голову осетра. Узнать дорогу не удается: пенсионерка глядит на незнакомца «испуганно-враждебно», как «на чужака», и семенит прочь. В общепитовском заведении рассказчик видит перед собой мужчину, который так же, как он, ест блинчики и пьет водку; не обремененный интеллектом грозный «богатырь» являет собой полную противоположность главному герою, рафинированному интеллигенту со «слабыми коленями». Бинарные оппозиции — результат сосредоточенности Ф. Н. Горенштейна на проблемах противостояния человека и мира, добра и зла. Имманентная амбивалентность, многоплановость — следствие мифологического мышления писателя. Дихотомические ярусы изоморфны друг другу: антитезы одного уровня дублируются антитезами другого, представая в неразложимом единстве элементов. Обновлено: Опубликовал(а): Никита Степачев Внимание! Спасибо за внимание.
|
|