|
Вы здесь: Критика24.ру › Платонов А П
Читательский дневник «Юшка» 7 класс (Платонов А П)А. Платонов "Юшка" (Читательский дневник, 7 класс) 1. Платонов Андрей Платонович (1899-1951) 2. Рассказ «Юшка» (1937) 3. Герои с краткой характеристикой: Ефим Дмитриевич по прозвищу Юшка. Ему 40 лет, но выглядит он гораздо старше, так как давно болеет чахоткой, и не предпринимает усилий для собственного лечения. Работает помощником кузнеца за маленькую плату, так как имеет проблемы со зрением, а также слаб. Детали, вводимые Платоновым, усиливают жертвенное и несчастное состояние Юшки: «…глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы». Юшка жертвенно сносит все обиды от соседской детворы и даже взрослых людей. Он свято верит в то, что нужен людям, а также в то, что эти люди любят его. Он считает, что человеческое «сердце слепо», оно просто не знает, как правильно любить. «Народный» герой — соседи Юшки от детского до пожилого возраста. Описываются Платоновым, как злобные и агрессивные. Срывают негативные эмоции на юродивом Юшке, получают наслаждение от оскорбления беспомощного старика. Девушка-сирота — «тщедушная», невысокая девушка с мягким лицом, выражающим нежность и кротость. Описывая глаза сироты, Платонов проводит параллель с несчастными глазами ее попечителя Юшки: «…большие серые глаза глядели так грустно, словно они готовы были вот-вот наполниться слезами…». Девушка повторяет судьбу юродивого Юшки, посвящая свою жизнь спасению людей. 4. Краткий пересказ сюжета: Помощник кузнеца — Юшка — чахоточный мужчина сорока лет, над которым издеваются все соседи от мала до велика. Однако Юшка уверен, что они его любят, пусть даже такой нетипичной любовью. Мужчина откладывает всю зарплату и не позволяет себе пить чай и покупать сахар. Раз в год в середине лета он куда-то уходит на месяц. Описывая его путь, Платонов дает понять, что только в наблюдении за природой Юшка по-настоящему счастлив. Однажды запущенная чахотка Юшки побеждает — он умирает на улице после очередного избиения соседом. После его смерти Платоновым подчеркивается то, что соседи стали еще злее. Они стали ругаться между собой, и злость только разрасталась, так как на ненависть они отвечали все той же ненавистью, а не как Юшка — терпением и любовью. Вскоре к хозяину Юшки приходит неизвестная, грустная девушка. Выясняется, что когда-то Юшка взял над ней опеку и все заработанные деньги относил ей на обучение. Она, помня его любовь, пошла учиться на врача, чтобы вылечить своего покровителя, но не успела. Девушка долго плакала на могиле Юшки, а потом осталась в деревне безвозмездно лечить людей, так как была уверена, что это ее долг в память о Юшке. 5. Тема произведения: Тема добра и милосердия, тема альтруизма, тема жертвенности (в т. ч. бессмысленной), тема беззаветного человеколюбия, тема человека и природы, тема человеческой жестокости, тема служения людям, тема долга. 6. Авторское решение проблемы: Проблема добра и милосердия: с точки зрения Платонова, добро обладает чрезвычайной силой. Юшка легко переносил издевательства и оскорбления, так как всегда помнил о своей цели — опекать сироту. Он также верил в то, что душа злостных соседей на самом деле добра, просто они не могут проявлять любовь свободно. Поэтому проявляют ее по-своему, так, как научили родители. Трагичным финалом Платонов пытается пробудить милосердие у читателя: не стоит осуждать и принижать незнакомцев, ведь, возможно, у них есть своя, благородная миссия. Проблема альтруизма, жертвенности, беззаветного человеколюбия: с точки зрения Платонова, жертвенность является наивысшим даром человеческой природы. Вместо того, чтобы Юшке заботиться о себе, он жертвует своим здоровьем во имя жизни маленькой сироты. Она же, как бы перенимая пост покровителя, начинает жертвовать своей жизнью во имя спасения людей. Платонов видит в этом истинное благородство и достоинство. Проблема человеческой жестокости: Платонов описывает по-настоящему злобное общество. Дети, взрослые, старики — все стараются досадить слабому Юшке. В них нет ни капли сострадания к немощи юродивого. Оскорбляя и унижая его, они проживают свою боль. Так как Юшка не в состоянии оборониться и защититься, их издевательству нет предела, однако таким образом они расслабляются. Именно в этом видел Юшка свою нужность для соседей. Они действительно любили его. Любили его за то, что он мог выдержать любые эмоции, дать им право быть людьми. Отыгрываясь на нем, они проживали всю накопившуюся злость. Рядом с ним не нужно было притворяться и контролировать себя. Проблема долга: Платонов описывает сиротку, которая безвозмездно стала служить людям, оказывать им медицинскую помощь во имя несчастного покровителя. Тем самым, автор показывает нам неискоренимость жертвенной позиции. Трудно сказать, восхищается он этим поступком или нет, однако последнее предложение рассказа: «И все её знают в городе, называя дочерью доброго Юшки, позабыв давно самого Юшку и то, что она не приходилась ему дочерью», наталкивает на серьезные мысли. Всю юродивость Юшки, всю его любовь к людям соседи давно позабыли. Точно также, как забыли и происхождение девушки. Таким образом, Платонов намекает на неискоренимую жестокость людей. Они не помнят добро и никогда не будут благодарными. 7. Читательское восприятие (моё впечатление о произведении, отношение к героям и их поступкам): Рассказ «Юшка» произвел на меня негативное впечатление. Образы Юшки и общества показались мне утрированными. Мир в фантазии Платонова удивительно жесток, а сам человек — невероятно смирен. Автор начинает свой рассказ с того, что Юшка-то, на самом деле, еще молод, тем самым, подчеркивая его мучительный жизненный путь. Мне показалось, что из меня вытягивают жалость и сострадание к герою, хотя, если задуматься, то зачем? Зачем сочувствовать тому, что человек не в состоянии себя защитить? Зачем сочувствовать тому, что человек не может позаботиться о своем здоровье? Возможно, произведение создавалось в предвоенные тяжелые годы, где было важно донести идею о милосердном, человеколюбивом герое, который способен спасти всех, кроме себя, однако сейчас, в 21 веке, я считаю это произведение вредоносным. Обновлено: Опубликовал(а): Елена Жаворонкова Внимание! Спасибо за внимание.
|
|