|
Психологические проблемы развития личности талантливого ребёнка по произведениям В. В. Набокова «Защита Лужина», «Дар», «Другие берега» (Школьные сочинения)Мыслящий воспитатель не сковывает, а освобождает; не комкает, а формирует. Я. Корчак Владимир Владимирович Набоков — это писатель «…ослепительного литературного дарования, именно такого, какое мы зовем гениальностью. Он совершенно своеобразен, узнается с одного абзаца — признак истинной яркости, неповторимости таланта». Его автобиографический роман «Другие берега» — отражение собственной жизни. Он наполнен множеством подробностей окружающего мира, который возникает перед В. Набоковым-младенцем и сопровождает его в годы детства, юности и молодости. Читая роман, мы можем подсмотреть, что происходит за ширмой талантливого человека в начале пути, как развивается его личность. Произведение ценно тем, что В. Набоков подробнейшим образом погружает нас во внутренний мир талантливого ребёнка. Маленького героя отличает острое восприятие окружающего мира. Это ребенок неравнодушный, внимательный, «волнующийся по мелочам». На протяжении всей жизни, его сопровождают звуковые и зрительные видения-галлюцинации, звучит нескончаемый внутренний монолог. В. В. Набоков настойчиво доказывает то, что психика талантливого ребёнка чересчур восприимчива к окружающему, поэтому подвержена нарушениям. Переживания талантливого ребёнка необычны, удивительны. У мальчика чрезмерно развито воображение, которое осложнено явлением синестезии — синтезом сигналов от различных органов чувств. Создание героем «азбучной радуги» отчетливо говорит нам о «цветном слухе»: каждая буква в воображении мальчика соотносится с определённым цветом. Я позволю себе назвать «Другие берега» пособием по изучению внутреннего мира одарённого ребёнка. Роман даёт нам понять важную необходимость навыка контейнирования и принятия эмоций и чувств талантливого ребёнка для того, чтобы сохранить этот удивительный, непонятный обывателям, внутренний мир гения. Ведь переживания обычного ребёнка могут стать его тревогами, страхами, травмами, если оказались непринятыми, а иногда отвергнутыми взрослым. Только представьте себе, что может чувствовать талантливый ребенок, столкнувшись со своими необычными переживаниями один на один? Без чуткого, осознанного взрослого рядом? Здесь вырисовывается трагедия: мало того, что переживания уникальны и не находят образца вокруг, так еще и не принимаются взрослым. Поэтому роль взрослого, который находится рядом с талантливым ребёнком, ответственна и значима. Продолжая рассуждения о необычности переживаний талантливого ребёнка и роли взрослого, сопровождающего юного гения в окружающий мир, логично ввести в нашу работу следующие произведения В. Набокова. Произведения «Дар» и «Защита Лужина» перекликаются между собой, и эта перекличка удивительным образом контрастна. В обоих романах главные герои обладают даром, в обоих романах значительная часть уделяется их детству. Годунова-Чердынцева можно назвать реализованным: он принимает свой дар и использует его. Судьба же Лужина трагична — отказ от дара приводит его к суициду. Писатель создает два антитетических образа отца, каждый из которых играет роковую роль в судьбе своего талантливого сына. Лужин-старший является примером того, как не стоит воспитывать одарённого ребёнка. В начале романа сразу наблюдаем деталь: маленький Лужин не имеет своего имени. Он поступает в гимназию и сразу получает фамилию отца. Эта простая, но гениальная метафора ёмко говорит о том, что внимание к индивидуальности ребёнка абсолютно отсутствует. Также Лужин-старший, интеллигент, даровитый писатель, уверен в том, что его гениальность наследовалась сыном. Однако незнание о разнообразности проявлений таланта в детстве, возможно, играет роковую роль в судьбе Лужина. Отец отдает ребёнка в особую гимназию, и чрезмерно озадачивается тем, чтобы «эксперт» по открытию талантов дал буквально «рецензию» на гениальность сына. Его ожидания разбиваются о некомпетентность педагога, который сообщает то, что Лужин — обычный ребенок, лишь только непоседливый и шумный. Если бы педагог обладал педагогическим даром, то он бы проявил внимание к этим особенностям мальчика. Ведь иногда шумность и непоседливость ребёнка на уроках могут говорить о том, что тот скучает. При этом скука является следствием простоты подаваемой информации, ибо для пытливого ума юного гения необходимы сложные и нетипичные задачи. Так и оказывается в случае с Лужиным: столкнувшись с шахматами, герой полностью погружается в решение сложных задач и добивается впечатляющих результатов. Еще одна привычка Лужина должна была насторожить педагога — он проводит большие перемены на заднем дворе, скрываясь от коллектива. Одаренным детям трудно вписаться в социум. Их необычность взглядов, нетривиальность интересов и высказываний могут отпугивать общество обыкновенных детей. Учитель должен проявить заботу, оказать помощь ребенку, мягко вписать его в коллектив. Однако педагог «особой гимназии, внимательной к внутреннему миру детей», не предпринимает никаких попыток, чтобы интегрировать Лужина в социум. Именно из-за этого герой ненавидит гимназию и предпринимает множественные попытки сбежать. В итоге, на протяжении всего романа, мы наблюдаем трагичную судьбу гения-шахматиста, травмированного непринятием отца и нечуткостью педагога. Лужин оказывается один на один со своим даром, который становится для него бременем. Кардинально другой подход к воспитанию одарённого ребёнка описан В. Набоковым в метаромане «Дар». Писатель предлагает читателю замечательный портрет отца героя. Вместе с сыном они читают книги и журналы, гуляют, ловят бабочек. Воспоминания героя об отце пронизаны теплотой и одновременно тоской — ведь именно отец становится для Годунова-Чердынцева «развивателем» таланта. Он не проецирует на ребёнка свои представления о таланте, не имеет на него «видов», так как сам увлечен жизнью. Отец все время занимается тем, что транслирует ребенку свой особый, внимательный к деталям, взгляд на мир. Именно этим взглядом и любовью к жизни, напитывается детство Годунова-Чердынцева и дает основательный фундамент для развития неповторимого дара. Также в «Даре» В. Набоков рассуждает о том, почему Чернышевский не смог реализовать свой писательский дар. Он приходит к выводу, что Николай Гаврилович не может органично принять правила жизни, имеет физическую слабость, а самое главное не желает видеть прекрасное и иррациональное в этом мире. По-своему искажает правила жизни и Лужин — решает, что жизнь — это шахматная партия и выходит в окно, чтобы совершить последний ход. Только Годунов-Чердынцев обладает всеми этими способностями благодаря отцу. Поэтому в жизни одарённого ребёнка на первый план выходят отношения в семье. Чем внимательней и осознанней фигура взрослого, тем больше шансов у ребёнка оказаться выслушанным и понятым, проявить талант. Мудрый и принимающий взрослый контейнирует необычные переживания ребёнка, а это, в свою очередь, становится прочной опорой для проживания необычной жизни гения. При прочтении «Защиты Лужина» я заметил интересную деталь, которая, на мой взгляд, носит актуальный характер. В шестой главе романа упоминается встреча с продюсером Валентиновым, которого больше не интересует взрослый Лужин-шахматист, его интересует лишь Лужин-вундеркинд. Это мне напомнило множество телевизионных шоу, которые устраивают яростную конкуренцию между одаренными детьми, выпячивают их талант, превращая в развлекателей публики и утешителей своих нереализованных родителей. В данном случае, на мой взгляд, развитие личности талантливого ребёнка терпит серьезное искажение. Вместо того, чтобы интегрировать ребёнка в общество, обучать конструктивно справляться со своими переживаниями, его ведут на сцену под камеры. Н. С. Лейтес в своих рассуждениях об одарённости предупреждает о том, что талант нельзя делать особенностью ребёнка, которая, словно красная лента, будет говорить об его исключительности. Необходимо заботиться о том, чтобы талант стал уникальной частью развивающейся личности ребёнка, частью, которая будет напитывать своей неповторимостью всю целостность гения. Подводя итог, можно сказать, что именно родители играют ключевую роль в развитии личности одарённых детей. Им следует позитивно и внимательно воспринимать эксцентричные поступки и идеи своих одарённых детей, поддерживать их стремление к самостоятельности и независимости. Произведения В. Набокова «Другие берега», «Дар» и «Защита Лужина» служат наглядными пособиями по взаимодействию с талантливым ребёнком и позволяют проследить причинно-следственную связь между детством и реализацией гения. Обновлено: Опубликовал(а): Елена Жаворонкова Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|