Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Кто он Magister Ludi: мастер игры или школьный учитель? По роману Германа Гессе «Игра в бисер» (Литература XX века)

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.

В. О. Ключевский

«Игра в бисер» создается Гессе в безнадежные годы фашизма. Сублимируя неоднозначность своего времени, писатель создает Касталию — закрытую страну интеллектуалов, духовную элиту, которая упоенно занята Игрой в бисер. Игра представляет собой бесполезное манипулирование знаниями. Её целью является лишь демонстрация виртуозной работы ума: бесконечная тренировка логики и интуиции. Да, Игра развивает мозг, однако не подразумевает действенной разрядки. Касталию можно считать попыткой воспеть духовность в «чумном, отравленном мире», но также и аллюзией на буржуазное общество XX века, стоявшее в стороне от хаоса войны.

Гессе размышляет о том, что интеллигенции необходимо избавиться от бремени элитарности и войти в контакт с реальным миром посредством обучения простых людей. Писатель видит ценность Игры только тогда, когда человек возвращен на путь личностного развития.

В совокупности с потенцией на всестороннее обучение и изолированностью касталийцев, становится понятно, что Касталия — это общество умнейших педагогов, не выполняющих своего предназначения. Предполагаемые учителя, закрывшие глаза на несовершенность реального мира, отказались от главной задачи педагогики — передачи знаний и высокой миссии становления личности, утверждения человека в человеке. Таким образом, касталийцы-преподаватели свободны от всяких связей и бесполезны. Они не преподают, а лишь транслируют свою избранность и интеллектуальность, играя в Игру. Только главному герою произведения удается прорвать вакуум отрешенности и отдаться зову своего сердца — педагогическому предназначению.

Главный герой романа — Йозеф Кнехт. Эта загадочная фигура проходит путь от достойнейшего представителя Касталии до яростного ее отступника. В этом персонаже воплощаются все дуальные герои творчества Гессе: Галлер и Пабло, Нарцисс и Гольдмунд и другие. Йозеф Кнехт носит титул Magister Ludi, который можно перевести как «Магистр Игры» и «школьный учитель». На мой взгляд, звание Кнехта невозможно разнести, опираясь на особенности перевода. Невозможно вести речь о разделении титула, который изначально един. В моем представлении, Magister Ludi — и Магистр Игры, и школьный учитель. Йозеф Кнехт — это личность, сотканная из противоречий, но, тем не менее, сумевшая их примирить. Герой «Игры в бисер» обладает настоящим педагогическим мастерством, так как высокое владение Игрой сочетается в нем со стремлением донести правила Игры (Знания) до ученика, вдохновить его на личностное развитие.

Также «Кнехт» означает «слуга». В герое прослеживается стремление служить человечеству, служить ученику. Педагогическая служба требует основательного терпения и любви, ведь порой педагогу приходится пробираться к намечающейся личности ребенка сквозь подростковый криз, отпугивающий своим недоверием, скептицизмом и бунтом… Йозеф Кнехт является настоящим педагогом, который обладает смелостью и неравнодушием.

Кнехт догадывается, что истинное место Касталии временно и относительно, поскольку ее отчуждение от мира — трагическая ошибка. «Игра игр» — является всего лишь игрой, которая имеет педагогический заряд, никак не способный разрядиться. Искусственно созданная страна интеллектуалов должна неминуемо погибнуть, так как она перестала выполнять свою педагогическую миссию. В этом проявляется действенная натура и Гессе — он не может принять отрыв духовной элиты от жизни погибающего общества. Он призывает интеллектуалов избавиться от себялюбия и обратить свой взгляд на человечество, остро нуждающееся в толчке к духовному пробуждению.

Развивать личность, ориентируясь на духовно-нравственное начало, прививать любовь к науке — это дорога к спасению потерянного поколения. Именно поэтому Кнехт покидает Касталию.

Таким образом, герой Кнехта наделен всеми теми чертами, которыми должен обладать настоящий педагог. Его можно назвать педагогом-мастером, который осознает свою ответственность перед обществом и готов передавать свой опыт путем взаимодействия с учеником. Кнехт правдив, смел, активен и свободно оперирует понятиями научного и творческого характера. Однако самое главное — он любит реальную жизнь со всеми ее противоречиями. Кнехт стремиться спасти человечество от нравственного тупика, для него не чуждо сострадание. Он настоящий преподаватель, который способен воскресить в ребенке личностное начало. Именно об этом говорит кульминация произведения. Своим отчаянным прыжком в ледяные воды озера он пробуждает к жизни своего распущенного ученика. Кнехт приносит жертву во имя рождения нового человека. Этот прыжок поистине торжественное завершение педагогической миссии, которую так страстно желал герой. Однако в трагической кульминации чувствуется надежда: ведь молодой Дезиньори остался жив. И не просто жив, а разбужен личностью своего педагога. На жизненном пути каждого человека встречается такой Учитель, авторитет, который навсегда оставляет след в душе и разделяет жизнь на «до» и «после». После встречи с ним меняется восприятие окружающего мира, он начинает чувствоваться по-особому. Столкновение с таким педагогом, на мой взгляд, бесценно.

Только служение ученику позволяет раскрыть потенциал педагога, утвердить его в своей пользе и необходимости. Я считаю, что Magister Ludi в отечественном варианте — это А. Макаренко. В «Педагогической поэме» его личность имеет все вышеперечисленные черты. Каждый раз, перечитывая эту книгу, я восхищаюсь его педагогическим гением.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.