Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Проблема утраты совести по тексту М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах…» Цыбулько и Дощинский 20 вариант (ЕГЭ по русскому)

В предложенном для анализа тексте автор М. Е. Салтыков-Щедрин размышляет над проблемой утраты совести человеком. Для того что бы полнее раскрыть данную тему, русский писатель и журналист рассказывает нам сказку о мире, где совесть пропала, а люди стали жить без неё.

Заставляя читателя задуматься над данной проблемой, Салтыков-Щедрин. используя такой прием, как литературный гротеск, позволяет нам взглянуть на общество, лишенное совести совсем.

Освобожденные от "последнего ига", многие люди стали чувствовать себя счастливее, "бодрее и веселее". Вот только, в чудесном мире без "надоедливой приживалки" царит подлог и лицемерие, люди ожесточились, началось всеобщее разорение. Этот пример позволяет автору показать, как нестесненные рамками нравственности люди падают на социальное дно, радуясь этому.

Другим ярким примером является сюжетная линия пьяницы. Совесть пропойца случайно подобрал, "позарился с пьяных глаз", надеясь получить за нее водки. Внезапно, "словно электрическая струя", к нему вернулось "горькое осознание действительности", от которого он бежал изо всех сил. Внезапно обретенная совесть не дает жалкому человеку ни надежды на лучшее, ни примирения, показывая ему всю его прошлую жизнь "сплошным безобразным преступлением", которому пьяница даже не может найти причин. Не вынеся этого груза, он кричит в отчаянии, а толпа вокруг глумится над ним, ведь не знакома с этой "лютейшей горестью". Пропойца. не выдержав такой жизни, сбагрил совесть знакомому. И пошла совесть по рукам, ни у кого не находя приюта. Этой историей писатель наглядно продемонстрировал, как человек может сам отказаться от совести, потому что слишком невыносимо в таком мире быть зрячим среди слепых.

Эти примеры противопоставлены друг другу. Они показывают различные ситуации: в одном случае это аморальное общество, "свободное" от мук совести, в другом же мучения совести, осознание мнимости такой свободы, понимания, что на руках цепи. Именно этот контраст позволяет разглядеть нам истинную суть утраты совести — в мире без нравственных норм нет места человечности и нет места настоящей свободе.

Позиция автора мне ясна. Салтыков-Щедрин убежден, что настоящая свобода — значит совершать выбор и нести за него ответственность. Именно совесть направляет нас на этом пути, позволяет судить свои и чужие поступки. Человек без совести не может быть свободен, ведь не способен нести никакой ответственности за свои действия. Это не человек, а дикое в своей сущности существо, ведомое низшими потребностями.

С мнением писателя трудно не согласиться. Так, сразу вспоминается знаменитый роман Достоевского "Преступление и Наказание", где отсутствие совести проявляется у одного из двойников Раскольникова — Свидригайлова. Его поступки направлены на исполнение собственных желаний, на протяжении всей своей жизни он губил жизни других людей. Осознав это он раскаялся, но было слишком поздно. Не выдержав мук совести, которые сводили его с ума, он стреляется.

В заключение хочется сказать, что в наше время многие склонны забывать о совести, в погоне за мнимой свободой. Намного проще жить, не неся ответа за свои поступки, однако, этот путь не приведет наше общество ни к чему хорошему и Салтыков-Щедрин очень ясно это показал.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском