Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




11. Как показана идея справедливости в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? (ЕГЭ по литературе)

Идея справедливости в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» раскрывается с помощью философских понятий добра и зла. Функцию зла можно выявить их эпиграфа, предпосланного всему произведению. Для эпиграфа автор берёт строки из поэмы Гёте «Фауст». Дух зла Мефистофель на вопрос доктора Фауста, кто он, отвечает, что он является частью той силы, которая вечно хочет зла, но совершает благо. В романе М. А. Булгакова эта идея претворяется в образах Воланда и Иешуа Га-Ноцри.

У писателя добро и зло не борются друг с другом, а сотрудничают словно два разных ведомства, выполняя разные задачи. Воланд и его свита выполняют карательную функцию. Они вовсе не склоняют благочестивых христиан на грехи, а, напротив, выявляют уже существующие прегрешения и пороки, наказывают грешников, тем самым исправляют их греховную природу, заставляют измениться к лучшему. Иешуа Га-Ноцри выполняет функцию прощения, сострадания и милосердия.

Приведём доказательства из текста. Первыми, кто повстречался с нечистой силой на Патриарших прудах, были московские писатели. Один из них — Михаил Берлиоз — председатель правления писательской организации МАССОЛИТ. Он широко образован, уверенно в беседе с Воландом отстаивает атеизм, доказывает, что никогда не существовало ни Бога, ни Иисуса Христа, ни дьявола. Редактор толстого литературного журнала был жестоко наказан за своё безверие: попадает под трамвай, поскользнувшись на масле, разлитом некой Аннушкой, «одной московской дурой», мещанкой и сплетницей. Берлиозу, как и предсказано «профессором» Воландом отрезает голову, и Иван Бездомный с ужасом видит, как катится по мостовой круглый предмет. Каждому воздаётся по его вере, как утверждает булгаковский сатана. При жизни Берлиоз верил, что по отрезании головы человек прекращает своё существование. Воланд воздаёт ему по его вере и отправляет в небытие. В чём причина такого жестокого наказания именно Михаила Берлиоза? Во-первых, он догматик и не способен ни на йоту изменить своих взглядов. Во-вторых, он глава московских писателей и влияет на их умы и воззрения. В частности, главный редактор недоволен антирелигиозной поэмой Бездомного, в которой пролетарский поэт в самых чёрных красках изобразил и высмеял Иисуса Христа. Берлиозу не нравится, что Иисус хотя и отрицательный образ у Бездомного, но изображён так живо, как будто существовал на самом деле, а надо было в поэме как раз и доказать, что Христа на самом деле никогда не существовало.

Иван Бездомный наказан дьяволом не так сурово и жестоко, как Берлиоз, несмотря на то что в споре с «иностранцем» вёл себя агрессивно, проявляя своё невежество и подверженность шпиономании и массовому психозу. Погоня за «нечистой силой» закончилась для поэта безрезультатно, и он оказался в клинике Стравинского для душевнобольных. Здесь пролетарский поэт познакомился с Мастером, узнал, что на Патриарших прудах столкнулся с самим сатаной, признался, что писал плохие стихи, и обещал больше не заниматься поэзией. В финале романа Иван Бездомный изменился, он обрёл Дом: стал профессором истории Иваном Николаевичем Понырёвым. После столкновения с нечистой силой этот герой изменился в лучшую сторону. Наказание как зло — помещение поэта в клинику для сумасшедших — принесло ему благо: из невежественного и агрессивного поэта он стал образованным историком. Так, по мысли Булгакова, справедливое наказание ведёт к улучшению человека и общества в целом.

Но, кроме наказания за проступки недостатки, грехи, проступки и пороки, идея справедливости связана и с темой милосердия. На балу сатаны Маргарита проникается сочувствием к служанке Фриде, убившей новорождённого младенца, прижитого от барина. Королева сатанинского бала просит Воланда не подавать Фриде больше носовой платок, которым она задушила младенца. Воланд говорит, что Маргарита сама может это сделать, и сетует на то, что, как ни затыкай щели тряпками, милосердие проникает в его ведомство.

В конце романа Понтий Пилат, подписавший смертный приговор мирному и безобидному философу Иешуа Га-Ноцри, тоже прощён за свою трусость и малодушие. Мы видим его на лунной дорожке, по которой он идёт, беседуя с Иешуа.

Таким образом, идея справедливости заключается в том, что каждому человеку воздаётся за его грехи, он получает наказание и встаёт на путь исправления, становится лучше. Добро и зло дополняют друг друга, выполняя противоположные функции.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.