|
5.1. Как в «Слове о полку Игореве» сочетаются элементы мифологических представлений и реальность? Самойлова 2024 17 вариант (ЕГЭ по литературе)«Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы, который сочетает приметы исторической эпохи и элементы мифологических представлений древнерусского человека. В этом произведении рассказывается о неудачном походе князя Игоря на половцев в 1185 году. Это реальное событие, о котором упоминается в летописи. Мифологические элементы заключаются в том, что природа наделена свойствами живых существ, очеловечена. Реалистические события связаны с образом новгород-северского князя Игоря и его соратников. Князь Игорь собирает дружину и отправляется в военный поход. С ним идут его двоюродный брат Всеволод, племянник Святослав Рыльский, сын Владимир. Солнечное затмение, всегда на Руси считавшееся дурным предзнаменованием, не останавливает Игоря, он хочет добыть себе славы. Поход заканчивается трагически. Против русской дружины выступает вся половецкая степь. Воины гибнут, а князья впервые в русской истории попадают в плен. Отражает реалии того времени и «Золотое слово», произнесённое Святославом Киевским. Он призывает князей к объединению, чтобы общими усилиями дать отпор врагу, защитить родную землю, отомстить за раны Игоря. В период феодальной раздробленности князья были разобщены, между ними постоянно шли междоусобные войны, от которых страдал народ. Основная идея «Слова…» — призыв к единению как раз перед нашествием монголо-татарским нашествием. Теперь рассмотрим элементы мифологических представлений в «Слове…». Природа показана как живое существо, она и помогает русской дружине, и бывает враждебна по отношению к русским воинам. Так, в тот момент, когда русские воины движутся по половецкой степи, мифическая птица Див предупреждает половцев о появлении «чужаков». Наиболее ярким эпизодом, в котором раскрывается мифологическое сознание древнерусского человека, является плач Ярославны. Супруга Игоря стоит на крепостной стене Путивля и обращается с призывом к стихийным силам природы. Она просит ветер, чтобы он не бросал калёные стрелы на воинов лады. Героиня просит солнце, чтобы оно не жгло своими лучами русской дружины. Обращаясь к Днепру, как к живому существу, она использует отчество Словутич, что характерно для устного народного творчества. Таким образом, «Слово о полку Игореве» сочетает реальность, историческую достоверность и мифологические элементы. Имея под собой историческую основу, это произведение во многом связано с русским фольклором, отражает языческие представления, наделяя явления природы свойствами и качествами человека. Обновлено: Опубликовал(а): Vladimirovna Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|