Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




5.3. Какова авторская позиция в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»? Самойлова 2024 14 вариант (ЕГЭ по литературе)

Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека» написан в 1956 году, в период хрущёвской оттепели, когда можно было открыто говорить о советских солдатах, попавших в немецкий плен, и не осуждать их огульно, а объективно оценивать обстоятельства пленения. Авторская позиция проявляется в выборе материала для художественного воплощения: нельзя осуждать человека за то, что он попал в плен не по своей вине, нужно доверять людям. Название рассказа говорит о том, что в судьбе главного героя Андрея Соколова символически представлена судьба русского народа, пережившего тяготы и невзгоды войны, благодаря стойкости и мужеству победившего фашизм.

Авторская позиция раскрывается с помощью композиции и системы образов рассказа.

В произведении два рассказчика: один из них знакомится на переправе с Андреем Соколовым, который рассказывает историю своей жизни. Поэтому композицию можно определить как рассказ в рассказе. В начале повествования авторская позиция выявляется с помощью антитезы: противопоставлены портреты взрослого мужчины и ребёнка. У Андрея Соколова глаза, словно присыпанные пеплом, что свидетельствует о тяжёлых жизненных испытаниях, выпавших на его долю. А у его приёмного сына Ванюши глаза голубые, «словно чистое нёбушко». Мальчик верит, что Андрей Соколов — его настоящий отец, ему предстоит счастливая мирная жизнь.

Слушая трагическую историю жизни главного героя, повествователь сочувствует ему и в тоже время восхищается стойкостью, мужеством, силой воли простого русского человека, олицетворяющего русский народ. Не случайно автор делает своего героя, рождённого в 1900 году, ровесником двадцатого века. Таким образом он подчёркивает, что его герой прошёл через все испытания исторической эпохи: первую мировую войну, три революции, гражданскую войну, Великую Отечественную войну. Война отняла у него родных и близких: жену, дочек, сына; вместо дома — воронка от бомбы. Соколов попадает в плен не по своей воле. Он, рискуя жизнью, везёт на грузовике боеприпасы на линию фронта под непрерывным вражеским артиллерийским огнём, совершая героический поступок. Взрывной волной храброго солдата отбрасывает в сторону, и он теряет сознание. Так Соколов не по своей вине попадает в плен.

Автор восхищается тем, что ни каторжный труд, ни голод, ни унижения фашистов не сломили волю героя, он сохранил человеческое достоинство. Особенно ярко это проявляется в сцене допроса. Русский военнопленный идёт в комендатуру, мысленно готовясь с достоинством принять пулю в лоб, бесстрашно взглянув в дырку пистолета. Мюллер оценил храбрость «русского Ивана», отменил расстрел и даже «наградил» пленного буханкой хлеба и куском сала.

В конце рассказа особенно отчётливо выявляется позиция автора. Рассказчик смотрит вслед двум удаляющимся от него фигурам: взрослого мужчины и маленького мальчика с сочувствием и со слезами. Повествователь уверен в том, что отец вырастит сына достойным гражданином своей страны, который преодолеет все трудности, сохранит веру в добро, любовь к Родине.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.