|
11. Сатира в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» пример (ЕГЭ по литературе)Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» имеет сложную композицию. Мы видим два сюжета: события, происходящие в Ершалаиме, и эпизоды московской жизни. С помощью этих городов автор раскрывает две темы: сатирическую и философскую. Трагические события происходят в Ершалаиме. Сам город предстает перед нами величественным и торжественным. Образ Москвы противоположен. Она не выглядит величавой, а скорее кажется смешной. Герои, проживающие в Москве, показаны комичными, карикатурными. В романе автор высмеивает многочисленных второстепенных и эпизодических персонажей, которые становятся своеобразным фоном. Во-первых, это герои из московской литературной среды, члены МАССОЛИТа. Из писателей они превращаются в обычных чиновников, обывателей. Мы видим это благодаря описанию интерьера МАССОЛИТа. В здании находится большое количество дверей с различными табличками на них, например, «Рыбно-дачная секция», «Квартирный вопрос». Но среди них нет ни одной надписи, которая была бы связана с литературой, с творчеством. Также большое внимание уделяется описанию ресторана, который находится на первом этаже здания МАССОЛИТа. Мы узнаем о различных блюдах, а также о ценах на них. Таким образом, мы понимаем, что для литераторов квартиры, дачи, ресторан, еда важнее, чем писательство, творчество. Важную роль играет такая деталь, как ленский билет МАССОЛИТа. Он с широкой золотой полосой, пахнет дорогой кожей. Мы понимаем, что наличие этого билета важнее, чем талант писателя. Также литераторы пишут о том, чего не чувствуют и не знают, они пытаются подстроиться под общее мнение. Например, Рюхин пишет о том, что чуждо ему. По словам Бездомного в его стихотворениях сплошные «взвейтесь» да «развейтесь». Также Иван называет Рюхина «балбесом» и «бездарностью», что на самом деле, является правдой. Поэт и сам осознает это, но считает, что у настоящих гениев нет таланта, а есть только везение. Например, обращаясь к памятнику Пушкина, Рюхин не понимает, что есть такого особенного в его стихотворениях. Он считает славу великого поэта обычным везением. Также можно привести в пример Бездомного. В начале романа он сочиняет поэму об Иисусе Христе, но ничего не знает о нем. Помимо представителей московской литературной среды автор высмеивает и чиновников, которые каким-либо образом связаны с творческой сферой, например, Степана Лиходеева, директора Варьете, Римского, финдиректора театра и многих других. В романе Булгаков высмеивает общечеловеческие пороки с помощью второстепенных персонажей. Жадность мы видим благодаря нескольким героям. Алоизий Могарыч специально пишет донос на Мастера, чтобы занять его квартиру в подвале. Варенуха, администратор Варьете, торгует контрамарками. Никанор Иванович Босой, председатель жилищного товарищества, берет у Коровьева деньги не только за оплату проживания в квартире, но и лишние, которые слуга Воланда дает ему просто так. Также председатель просит у Фагота контрамарки. Которые последний незамедлительно предоставляет ему. Такой порок, как жадность, раскрывается в эпизоде, описывающем сеанс черной магии в Варьете. Москвичи стараются поймать как можно больше денег, устраивая при этом давку. А когда на сцене возникает магазин одежды, женщины стремятся выбрать самые лучшие платья и забрать побольше модных нарядов. Еще один порок, который высмеивается автором, — это безнравственность. Например, Варенуха хамит и грубит по телефону, на все вопросы отвечает, что его нет в театре. На примере Лиходеева высмеивается пьянство. Степа напивается до такой степени, что на утро не может вспомнить, разговаривал ли он с Воландом по поводу выступлений в театре или нет. Лиходеев не может даже понять, видел ли он этого человека вчера. В произведении встречается еще один герой, благодаря которому мы видим безнравственность. Это Аркадий Аполлонович Семплеяров. Из «разоблачения» Коровьева мы узнаем, что председатель акустической комиссии изменяет своей жене не только с какой-то актрисой, но и со своей дальней родственницей. Также он дает актрисе сложную роль только из-за своего отношения к ней. В романе также высмеивается и «очковтирательство», именно так этот порок называет Коровьев. Мы видим формализм и халатность как писателей, так и чиновников. Например, председатель зрелищной комиссии Прохор Петрович ничего не делал, создавал только видимость деятельности и говорил всем, что чрезвычайно занят. Когда же от него остался только костюм, то последний продолжал работать за председателя: писал необмакнутым пером, разговаривал по телефону. Мы понимаем, что Прохор Петрович выполнял никому не нужные действия, создавая видимость работы и даже костюм мог справиться с его обязанностями, хотя он даже писал не обмакнутым в чернила пером. Заведующий филиалом зрелищной комиссии любил организовывать большое количество различных кружков, например, шахматно-шашечный, пинг-понга и другие. Как говорили сами работники филиала, заведующий «очки втирал начальству». В результате Коровьев организовывает в заведении «кружок пения» так, чтобы люди могли заниматься музыкой, не отрываясь от работы. Работники начинали непроизвольно петь и не могли остановиться. Итак, мы понимаем, что организация кружков была нужна только для отчета перед начальством, а на самом деле, создавала только видимость внерабочей деятельности. Таким образом, автор высмеивает и жадность, и безнравственность, и халатность людей. Мы видим, что писатель высмеивает общечеловеческие пороки разными способами. Во-первых, он показывает москвичей и тех, кто приезжает в столицу, глазами Воланда и его свиты. Во-вторых, в романе встречается большое количество остроумных фраз, многие из которых стали афоризмами. Так, например, Азазелло говорит о Степе Лиходееве: «Он такой же директор, как я архиерей». И читатель понимает, что как слуга Воланда совсем не похож на священнослужителя, так и директор Варьете не имеет ничего общего с человеком, занимающим эту должность. О членах МАССОЛИТа и о таланте писателей рассуждают Коровьев и Бегемот. Кот говорит о литераторах ассоциации: «Как ананасы в оранжереях». Коровьев, разговаривая с девушкой, которая просит у них предъявить членский билет МАССОЛИТа, доказывает: «чтобы убедиться в том, что Достоевский — писатель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение?» Благодаря этому читатель понимает, что главное для писателя— это его талант, а не удостоверение. В-третьих, мы видим, что люди получают наказания за свои пороки. Так, например, за грубость свита Воланда превращает Варенуху в вампира. Посетители сеанса черной магии оказываются с фальшивыми деньгами, а женщинами — без одежды на улице. Бенгальский, Босой, а также сотрудники филиала зрелищной комиссии попадают в клинику Стравинского. Также сатиру романа мы можем видеть благодаря некоторым эпизодам. Гротеск используется в сцене, происходящей в зрелищной комиссии, когда от председателя остаётся только костюм, продолжающий усердно работать за него. Эпизод ужина в Грибоедове показывает сатирическое отношение автора к литераторам. С одной стороны, вечер в ресторане комичен, но с другой, похож на ад. Сам автор, описывая данный эпизод, говорит: «Словам, ад». Итак, мы видим, что писатель изображает сатиру в романе с помощью различных образов, приемов, эпизодов. В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» фантастическое и сатирическое, сплетаясь, создает абсурдную, фантасмагорическую картину Москвы 1930-х годов. Своеобразие сатиры Булгакова проявляется в том, что она не носит временный, фрагментарный характер, а, напротив, выражает широкий, всеобщий взгляд на человека. Писатель не ставит сатиру в основу своего романа. Она тесно переплетается с нравственными, философскими проблемами, всегда стоявшими перед человеком. На основе богатых литературных традиций предшественников и используя новаторские элементы, Булгаков создаёт свой уникальный художественный стиль. Обновлено: Опубликовал(а): Kotyausik Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|