Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




11. Согласны ли вы со словами литературного критика Н. Н. Страхова: «злоба Базарова — это только оборотная сторона его жажды любви к людям»? Свою позицию обоснуйте с опорой на анализ произведения по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» (ЕГЭ по литературе)

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев изобразил конфликт двух поколений. Однако, автор не показал разрешение данного спора, его позиция в произведении неоднозначна, что можно подтвердить, рассмотрев образ представителя «детей» — Евгения Базарова. Героя полагается назвать противоречивым. Н. Н. Страхов считал, что «злоба» Базарова — это обратная сторона его «жажды любви к людям».

Рассмотрим, можно ли согласиться с данным суждением, основываясь на анализе произведения.

Для начала стоит обратиться к образу главного героя романа. Евгений Базаров — представитель молодого поколения, относящий себя к приверженцам течения нигилизма. При помощи изображения диалогов Базарова с Павлом Петровичем, Николаем Петровичем и Аркадием Тургенев раскрывает взгляды персонажа на жизнь. Герой отрицает искусство, считает, что природа — мастерская, а не храм. Даже в портрете Базарова, его бакенбардах и необычном балахоне автор показывает конфликт персонажа и окружающего мира, общества. Так, важным аспектом в понимании образа героя является анализ его взглядов на жизнь.

Что же имел в виду Страхов, говоря о «злобе» Базарова? Вероятно, критик подразумевал взаимоотношения героя с другими персонажами. Почти сразу по приезде в Марьино герой вступает в противоборство с Павлом Петровичем и Николаем Петровичем. Он не только открыто спорит с представителями старшего поколения, но и позволяет себе высказаться Аркадию о том, что его отец и дядя – представители прошлого, отставшие от жизни. Базаров соглашается на дуэль, ранит Кирсанова. С помощью психологизма Тургенев показывает, как страдают без сына родители Евгения — мать кидается на шею герою при встрече, плачет. В то же время Базарова раздражает любое проявление любви, и он старается поскорее покинуть родной дом. Действительно, нигилизм только «разрушает» всё, что есть в его жизни. Так, можно согласиться со Страховым в том, что в образе Базарова Тургенев показал «злобу».

Жаждит ли Евгений любви к людям? На этот вопрос можно ответить, обратившись к взаимоотношениям Базарова и Одинцовой. В начале романа герой заявляет, что отрицает любовь, осуждает людей, готовых пожертвовать чем-либо ради женщины. Однако далее автор показывает эпизоды, в которых Базаров противоречит своим принципам. Он признается в любви Анне Одинцовой. Более того, кульминационным моментом произведения является отказ героя от нигилизма: уже перед самой смертью персонаж понимает, что ошибался. Базаров просит позвать Одинцову, признается ей, что он всего лишь «червяк», не способный что-либо изменить в стране. Эти моменты подтверждают способность Евгения любить — как женщину, так и все общество, ради которого он хотел преобразовывать старые порядки. Так, можно согласиться со Страховым в том, что Базаров «жаждил любви к людям».

Итак, Тургенев в романе «Отцы и дети» действительно создал необычный, разносторонний образ героя. Только благодаря глубокому анализу Базарова можно согласиться со словами Страхова. «Злоба» героя возникла вследствие его желания преобразовать старые порядки, изменить мир к лучшему ради других людей. Это можно назвать не просто «жаждой», а проявлением любви к окружающим.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.