|
Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? Аргументы В. Санин «Знамя», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (Итоговое сочинение (декабрьское))Совесть — это моральный компас, жизненный ориентир. Именно этот “лучик света” даже в самые тёмные времена помогает человеку отличить хорошие поступки от плохих, направляет в нужную сторону и помогает не ошибиться при выборе пути в жизни и вовремя признавать ошибки. Но как же всё-таки совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? Чтобы найти ответ на этот вопрос, можно обратиться к литературе. В произведении В. Санина “Знамя” главный герой, Синицын, во время сражения в 1942-м году вместе со своим взводом во время жары, падает в обморок от солнечного удара, а поэтому остаётся в живых, несмотря на то, что все его товарищи гибнут в этой битве. Когда герой рассказывает об этом командиру роты, на него смотрят осуждающе, и сам Синицын, хотя, казалось бы, “отмывает” вину эту и орденами, и тем, что доходит до Берлина со всеми, все последующие годы преследуется муками совести от того, в чём он, казалось бы, и не совсем был виноват. Однако многие годы спустя, когда Синицын, работая на полярной станции, должен был подготовить топливо для своего коллеги, который отправлялся в экспедицию, герой делает похожий выбор, но по своей воле — он, не думая, о последствиях, подходит к задаче спустя рукава, и даже когда осознаёт свою ошибку и ощущает совестливый порыв связаться с коллегой, отозвать экспедицию, признать ошибку, Синицын выбирает “заглушить” голос совести и лечь спать, выпив успокоительное, забывшись “тяжёлым сном”. Вероятно, экспедиция так и не вернулась назад, а сам Синицын до конца жизни мучился от чувства вины. Его бездействие натолкнуло его на злой поступок, так как он не сообщил правды. Другим примером того, как совесть взывает человека к лучшим поступкам и лучшей версии себя, может послужить Родион Раскольников из “Преступления и наказания” Достоевского. Раскольников, будучи бедным студентом, придумывает совершенно аморальную и бесчестную теорию, основанную на разделении людей на “право имеющих” и “тварей дрожащих”. Он, разумеется, определяя себя к первым, решает, что может нарушать закон, грабить и убивать, но не просто так, а во имя “общего блага”, а потому, чтобы эту теорию проверить, убивает старуху-процентщицу и её беременную сестру, обрывая сразу три жизни лишь во благо своей теории, а затем забирая их деньги. Однако от совершённого Раскольников не чувствует удовлетворения — ему снятся странные сны, он, как лунатик, бродит по городу, в ужасе быть пойманным, ведь руки его запятнаны кровью, а сам он так и не может смириться с тем, что совершил. После долгих мук совести он встречает Сонечку Мармеладову, девушку, которая предана религии и свято верит в бога и соблюдает божескую волю. Она наставляет героя на путь истинный — советует ему покаяться, чтобы облегчить своё состояние, свои душевные муки. Так Раскольников, с помощью своей совести, осознаёт ужас своего поступка и рассказывает о нём уже в полицейском участке, готовясь понести должное наказание, так как муки совести для него намного страшнее физических мук на каторге. Таким образом, можно сказать, что совесть — это одно из важнейших качеств человека, которое помогает ему самому понять тонкую грань между хорошим и плохим, злом и добром и, более того, побудить признать ошибку, понести наказание, чтобы до конца своих дней не скитаться в ужасе от совершённого. Обновлено: Опубликовал(а): амогус Внимание! Спасибо за внимание. Полезный материал по теме
И это еще не весь материал, воспользуйтесь поиском
|
|