Счастливого нового года от критики24.ру критика24.ру
Верный помощник!

РЕГИСТРАЦИЯ
  вход

Вход через VK
забыли пароль?

Проверка сочинений
Заказать сочинение




Идейная нагрузка финальных сцен в пьесе Островского «Гроза» (ЕГЭ по литературе)

Драма Островского «Гроза» — великое произведение русской классики. В нем автор отобразил нравы купечества второй половины девятнадцатого века. Показать, насколько жестоки и несправедливы патриархальные устои, которым подчиняется народ, доказать, что с ними нужно бороться — вот основная идея пьесы, и важную роль для её понимания играют финальные сцены.

Кульминацией произведения является эпизод признания Катерины в измене. В нём изображаются внутренние метания героини. Она сумела добиться желаемого: несколько ночей провела с возлюбленным втайне от Кабанихи, никто её в этом не заподозрил. Однако вместо того, чтобы порадоваться успеху, героиня страдает. Муки совести не дают ей покоя, начавшаяся гроза только усугубляет положение.

Катерина не способна жить по принципу Варвары: «Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Эта сцена показывает, что искреннему и свободному в душе человеку невозможно приспособиться к жизни в «тёмном царстве».

Очень важную роль играет эпизод прощания Катерины с Борисом. В нём героиня, узнав, что Борис вынужден уехать из Калинова, просит забрать её с собой. Настолько невыносимой стала её жизнь после признания — она готова бросить семью и сбежать. Услышав отказ Бориса, Катерина не злится на него, она лишь осознаёт, что шансов выбраться из города больше нет. В этой сцене героиня теряет последнюю надежду, всё, что ей остается — продолжать жить в «темном царстве» под гнетом власти Кабанихи. Не желая мириться с этим, Катерина решается на самоубийство.

Последний эпизод — смерть героини — является важнейшим для понимания идеи драмы. Даже смерть лучше, чем жизнь в Калинове, где правят самодуры — вот о чём говорит роковой поступок Катерины. Её гибель стала изъявлением воли, протестом против «темного царства», который имел свои плоды. Тихон, например, впервые начал перечить матери: «Маменька, вы её погубили! Вы, вы, вы…». О том, что патриархальному строю, царящему в Калинове, скоро придет конец, были намеки и раньше. Об этом говорила такая деталь, как полуразрушенная постройка религиозного типа. Однако именно самоубийство Катерины положило начало преобразованиям в городе. Жертвы «темного царства» начали проявлять волю, противостоять самодурству.

Таким образом, именно финальные сцены в пьесе «Гроза» позволяют понять главную идею произведения —старым устоям, патриархальному миру, в котором нет места свободе и счастью нужно противостоять. Не подчиняться ему, не пытаться адаптироваться — нужно бороться, только так можно что-то поменять.

Обновлено:
Опубликовал(а):

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.