|
«Облака» (Брюсов Валерий Стихи)Данное стихотворение было написано Брюсовым в 1903 году и вошло в его сборник "Tertia Vigilia". К этому времени поэт уже утвердился как один из ведущих представителей русского символизма. "Облака" считается ярким образцом пейзажной и философской лирики Брюсова, отмеченной характерным для символистов интересом к загадочным явлениям природы. По жанру это пейзажная лирика с элементами философской медитации. Основная тема — загадочный мир облаков и недоступность для человека высших сфер бытия. Идейный замысел заключается в отражении символистской идеи двоемирия, разделенности обыденной действительности и потусторонней реальности. Лирический герой предстает как наблюдатель величественного движения облаков по небесам. Его переживания окрашены ноткой изумления и благоговейного восторга перед этим зрелищем. В душе героя живет тайная зависть к облакам, парящим в высоких сферах, и скрытое желание самому обрести возможность философского прозрения. Главный художественный образ — облака как загадочные "белые ладьи", бесшумная "флотилия сказочных пловцов", скользящая по "зыби небес". Брюсов развивает целую систему морских метафор и олицетворений: "паруса", "бег", "флотилия", "кили кораблей", "с палубы". Сами облака уподобляются то волшебным кораблям, то разумным существам, ведомым тайным желаниям. Возникает ощущение причудливой инопланетной жизни. Стихотворение написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмовкой. Этот размер придаёт ему плавность и напевность, создавая ощущение легкого покачивания на волнах. Рифмы же хорошо организуют ритм, подчеркивая стройность и гармоничность формы. Общий ритмический рисунок очень музыкален. "Облака" производят целостное, гармоничное впечатление. Брюсову удалось создать поистине волшебную, загадочную картину невесомого плавания облаков по небесам. Перед читателем разворачивается целая система символических образов и метафор, придающих облакам одушевленные антропоморфные черты. Мысль о тайнах высших сфер бытия облекается в выразительную живописную форму, затрагивая извечные философские вопросы. Специфический угол зрения "снизу вверх" усиливает ощущение отчужденности между мирами обыденного и идеального, столь характерное для символизма. При этом само произведение исполнено большой музыкальности, плавности и легкости благодаря удачному выбору размера и рифмовки. Брюсову виртуозно удалось передать зыбкое, парадоксальное состояние духа, охваченного завистью к свободе облаков и одновременно восторгом от их полета. Стихотворение можно считать одним из наиболее ярких образцов пейзажно-философской лирики поэта-символиста. Обновлено: Опубликовал(а): Адам Внимание! Спасибо за внимание. |
|