|
«Одна» (Брюсов Валерий Стихи)Данное стихотворение было написано Брюсовым примерно в 1895-1900 годах — в ранний период его творчества, когда он находился под сильным влиянием религиозно-мистических исканий русских символистов. Произведение отражает характерные для того времени настроения смятенности, метафизической тоски и тяги к сакральным сферам бытия. По своей жанровой природе стихотворение представляет собой лирическую молитву-обращение к Богородице. Оно выдержано в традициях духовной поэзии, хотя и содержит отчетливые символистские мотивы. Основная идея произведения — исповедальный вопль души, жаждущей обрести опору и наставление в сфере высших ценностей и смыслов. Лирическая героиня взывает к Деве Марии, моля о разрешении терзаний и сомнений, связанных с выбором между греховной земной страстью и идеалами чистоты. Композиционно произведение делится на две контрастные части, объединенные лейтмотивом весенней природной обстановки. Первые строфы рисуют картину томительного любовного свидания, которое порождает в героине мучительные сомнения. Вторая часть — это непосредственно молитвенное обращение к Богоматери с просьбой о духовном водительстве. Финал — надежда на спасительный ответ. Центральными являются образы лирической героини и её возлюбленного, погруженных в атмосферу свиданий и любовных переживаний. Противовес им — обращенный молитвенный образ Девы Марии, олицетворяющей чистоту и духовность. Сквозные мотивы — мотив сладостных и вместе с тем терзающих героиню любовных грез, мотив метафизического сомнения и исканий высшего смысла, мотив надежды на благодатное озарение. Брюсов использует традиционную поэтическую форму, восходящую к духовным стихам и литургической символике. Лексика и образы отмечены влиянием архаических церковнославянизмов: "Матерь бога пресвятая", "аромат", "искра рая". Вместе с тем присутствуют характерные для символизма приёмы: метафоричность, импрессионистские зарисовки пейзажа, цветовые эпитеты. Ритмика классически размеренная, с использованием перекрестной рифмы и анафор. Данное стихотворение является ярким образцом ранней символистской лирики Брюсова, отмеченной религиозно-мистическими мотивами. В нем поэту удалось гармонично соединить традиции русской духовной поэзии с новаторскими тенденциями модернизма. Произведение производит сильное впечатление искренностью переживаний лирической героини, запечатлевшей мучительный разлад между плотскими томлениями и метафизической жаждой высшей чистоты и духовного озарения. При этом оно отличается изяществом и отточенностью формы, благородством поэтического слога. Произведение являет собой удачный пример утонченного религиозно-философского символизма. Обновлено: Опубликовал(а): Адам Внимание! Спасибо за внимание. |
|