|
«У себя» (Брюсов Валерий Стихи)Стихотворение было создано Брюсовым в 1901 году в период его активного творческого поиска и утверждения модернистских эстетических принципов. Для поэта это было время размышлений о путях обновления русской поэзии, преодоления устоявшихся штампов и обращения к новым темам и образам. По своему жанру произведение относится к интимной философской лирике с элементами медитативности. Это стихотворение-размышление о жизненном пути поэта, о смене творческих вех и стремлении к новым высотам совершенства. Центральной идеей стихотворения является утверждение необходимости для истинного творца постоянного самообновления, преодоления прежних границ и достижений. Брюсов призывает отрешиться от пройденных этапов, отбросить всё привычное и знакомое ради дальнейшего творческого роста и восхождения к новым вершинам совершенства. В композиционном плане стихотворение делится на две контрастные части. Первые две строфы воссоздают атмосферу успокоенности, умиротворенного принятия прошлого творческого пути. Затем следует резкий перелом - обращение к новым горизонтам и порывам, отторжение всего обжитого и достигнутого ради грядущего. Кольцевая композиция подчеркивает цикличность творческого процесса. Центральным является образ лирического героя-творца на распутье. Ему противостоят образы-символы прошлого: "пепел остывшего огня", "сброшенная кожа змеи", "груда женских писем". Мотив отрешения от них сменяется мотивом жажды новых "совершенств", порывов, ведущих к "безвестным высям". Возникают светлые образы "блеска иного света", "поющей весны", "серебряной росы". Брюсов использует изящную, отточенную поэтическую форму, мастерски обыгрывая звукопись, метрику, рифмы. Ритмика размеренная, плавная. Встречаются инверсии, анжамбеманы, полисиндетоны. Преобладают спокойные, ясные образы и эпитеты в первых строфах, сменяющиеся более взволнованными и экспрессивными — в финале. Важную роль играют символические детали. Данное произведение — образец зрелой философской лирики Брюсова, отмеченной высоким поэтическим мастерством. Ведущий мотив — необходимость для подлинного творца постоянного самообновления, неудовлетворенности достигнутым и стремления к новым высотам. Контраст между двумя полюсами стихотворения - успокоенностью от исхоженного пути и алкающим дерзновенных порывов беспокойством духа — создаёт впечатляющий сюжетный нерв. Произведение получило классически ясное и отточенное воплощение, сочетая изысканность формы с глубиной содержания. Оно являет собой удачный пример воплощения эстетики русского модернизма. Обновлено: Опубликовал(а): Адам Внимание! Спасибо за внимание. |
|