|
Вы здесь: Критика24.ру › Маяковский В. В.
Анализ стихотворения «Было — есть» (Маяковский В. В.)Стихотворение было создано Маяковским в 1927 году — в разгар эпохи первых пятилеток и масштабного строительства нового советского общества. Поэт был не просто свидетелем, но и активным участником этих преобразований, всецело разделяя революционный пафос происходящих перемен. По своему жанру произведение представляет собой отчетливую агитку — стихотворный манифест, восхваляющий достижения социалистического строительства. Оно исполнено характерного для Маяковского пропагандистского задора и энтузиазма. Центральная идея стихотворения — утверждение кардинальной трансформации российского общества после Октябрьской революции и становления подлинно народной власти. Маяковский с восторгом описывает ликвидацию атрибутов старого строя: монархии, полицейщины, помещичьего владычества, буржуазной эксплуатации. Взамен воздвигается новый мир трудящихся под знаменем советской власти и коллективизации. В композиционном плане произведение построено на антитезе двух исторических эпох — дореволюционной и послереволюционной. Сначала идет цепь зарисовок, изображающих негативные стороны прежнего буржуазно-помещичьего существования. Затем следует серия контрастных картин, рисующих преобразования нового советского быта. Обе части объединены общей идеей крутого перелома в жизни страны. Для характеристики старого режима используются экспрессионистские шаржевые образы: "царева глаза зареванная", "полицейская рожа", "чиновная рать", "помещик", "фабрикант", "кулак". Им противопоставляются живописные образы-олицетворения нового: "трудовой народ", "снегири-милиционеры", "коллектив, гудящий колхозом", "фордзон, плюющий на кобылу", "рабочий, льющий товары в котел республики". Лейтмотив — преображение общества революцией. Маяковский использует свой фирменный новаторский стиль: обилие неологизмов, разговорной лексики, резких эпитетов и метафор ("рожа полицейского", "сдох от скуки кулак", "времен река"). Присутствуют гиперболы, инвективы, сочные просторечные выражения. Ритмика ломаная, рваная, рубленая, создающая эффект экспрессивной клоковатости. Активно использованы звукопись, рифмы-неологизмы, неожиданные ассоциации. Данное произведение — яркий образчик агитационной поэзии Маяковского, проникнутой революционным пафосом и верой в грядущее преображение мира. Оно передает дух эпохи больших строек, коренных преобразований и энтузиазма масс. Резко контрастируя старое и новое, автор утверждает приход совершенно иного, передового общественного уклада под водительством партии большевиков. Яркие экспрессионистские образы убедительно воссоздают атмосферу слома, ломки и возрождения России после 1917 года. Несмотря на некоторые агитационные крайности, стихотворение производит мощное эмоциональное впечатление искренностью революционного максимализма. Обновлено: Опубликовал(а): Адам Внимание! Спасибо за внимание.
|
|